погода
Погода в Одессе
cover

7 фильмов снятых в Одессе в период перестройки: от трэша и мистики до любовной истории

28 Ноя 2020

Мы уже подготовили первый материал с необычными, малознакомыми фильмами, которые появились на свет в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в Одессе. 

 

Количество «перестроечных» кинофильмов оказалось значительно большим, чем могло показаться. И вторая подборка может оказаться не последней. Если вы готовы, то надевайте мешковатый спортивный костюм, включайте группу «Комбинация» или «Modern Talking» и настраивайтесь на волну одесских b-side movies.

 

Фильм 1. «Шереметьево-2» (1990)

Название фильму дал аэропорт в Москве, откуда в эмиграцию отправлялись многочисленные граждане Советского Союза, после послабления «железного занавеса».

 

Сюжет целиком вписывается в поздние перестроечные реалии. Кооператор-бизнесмен из бывшей интеллигенции хочет покинуть разваливающийся Союз и уехать в США. Его бизнес по продаже металлолома цветных металлов в фокусе внимания рэкетиров. Но есть проблема — его супруга не горит желанием уезжать в один конец, а тут ещё на горизонте появляется влюбленный художник Костя.

 

Много кадров центра города, Фонтана, в том числе реставрации церкви Адриана и Наталии и побережья. Нельзя его назвать выдающимся, но, по крайней мере, он имеет какой-то логически осмысленный сюжет и пристойную игру актеров. Правда, на волне уничтожения всех барьеров тут присутствует немало сцен с обнаженной натурой, так, что поставим ему рейтинг 16+.

 

Режиссер киноленты Юрий Кузьменко больше всего известен как автор первых двадцати серий сериала «Дальнобойщики». «Шереметьево-2» — это первая роль Михаила Хмурова (художник Костя), который в следующем, 1991 год, сам уехал в США. Оксана Калиберда, исполнившая главную женскую роль, также покинула страну после съемок этого фильма. 

 

Фильм доступен по ссылке.

 

 

Фильм 2. «Фанат-2» (1990)

Вторая часть, которая вовсе не продолжение, а попытка сыграть на популярности первого фильма «Фанат» (1989). Боец «Малыш» ведет бескомпромиссную борьбу с рэкетирами, бандитами, продажными политиками. В фильме много драк, погони, разборки, умеренная доля жестокости и довольно много абсурдных диалогов.

 

Режиссер и актеры первого «Фаната» не участвовали в создании второй части. Фильм прямолинеен и не имеет особых художественных ценностных моментов.

 

Ответа на «Рэмбо» не вышло, но фильм определенно интересен как слепок эпохи, когда начала расцветать буйным цветом организованная преступность, сросшаяся с бывшей коммунистической номенклатурой. Мы поставим ему рейтинг 16+.

 

В фильме есть немало нестыковок, одна из них: главному герою по сценарию около 20 лет, он только что вернулся из армии, но его играет актер, которому на момент съемки было уже 28 лет.

 

Посмотреть можно тут.

 

 

Фильм 3. «Экстрасенс» (1991/1992)

Мистический фильм с Валерием Леонтьевым. Аутодафе, параллельные миры, дешевые бутафорные декорации и любимец советских женщин в роли главы сил зла.

 

Смотреть это без смеха сложно, особенно «комбинированные» съемки, алхимические опыты и прочие атрибуты мистического фильма, но особо впечатлительным особам не рекомендуем. Присутствуют сцены поедания клубники, человеческих глаз и аутодафе.

 

Фильм интересен и своими видами на разрушенную одесскую кирху Св. Павла и кадрами улицы Гоголя.

 

Если относиться к этому фильму как комедии для взрослых с возрастным ограничением 16+, то это не самое плохое кино, хотя может и самое. Если у вас есть чувство юмора, то смотрите без опаски, а если нет, то лучше пропустить этот шедевр.

 

Фильм можно найти тут.

 

 

Фильм 4. «Проснуться в Шанхае» (1991/1992)

Наверное, единственный фильм, где большая часть натурных съемок прошла в трущобах Куяльника. Сюжет фильма неприхотлив: история любви двух подростков, у парня отец-алкоголик, у девушки мать-истеричка, попавшая в больницу. Когда оба «родителя» исчезают, то юные любовники пытаются жить как молодая и счастливая пара, насколько это возможно в условия полураспада страны, тотальном дефиците, бытовой неустроенности и прочих прелестях того времени.

 

Фильм при всей мрачности декораций довольно светлый, молодые люди не просто живут месте, но и пытаются понять, что такое любовь, поддержка и понимание друг друга. В фильме нет откровенной чернухи, но за кадром остаются недвузначные моменты близости главных героев, так что ставим ему категорию 12+.

 

Главные роли исполнили непрофессиональные актеры. Фильм стал дебютной полнометражной режиссерской работой Николая Седнёва.

 

Фильм можно посмотреть по ссылке

 

 

Фильм 5. «Ченч» (1992)

Абсурдистская комедия. Или пародия на комедию и криминальный боевик одновременно. В Одессе мафия решила делать новый вид наркотика из… китайского «карандаша» от тараканов, но что-то пошло не так и товар со станции Раздельная был перехвачен. 

 

В общем, полный набор из карикатурных бандитов, депрессивных кадров Одессы начала 1990-х годов и отличной натуры растущего «толчка» (более известного как промрынок 7 км). 

 

Мафия принимает за своего курьера простого парня, который ехал в одном вагоне с настоящим курьером. Все бы и ничего, но курьер мафии (девушка) как две капли воды похожа на обычного парня из глубинки. 

 

Фильм доступен по ссылке

 

 

Фильм 6. «Внимание, Ведьмы!» (1990)

Этот фильм — ода новым районам Одессы! Молодой участковый занимается розыском мистической секты, которая орудует на подведомственном ему участке.

 

Отзывы о фильме полярные: кто-то посчитает это выкидышем эпохи перестройки, а кто-то едва ли не философской притчей.

 

Must see для жителей района Дома Мебели и проспекта Небесной сотни. Кому как не им удастся разгадать локации съемок.

 

Проверить себя и посмотреть фильм можно по ссылке.

 

 

Фильм 7. «Воздушный поцелуй» (1991)

Мелодрама стала второй полноформатной работой казахского режиссера Абая Карпыкова. Место действия — Одесса. Фильм рассказывает о молодой медсестре, которая предпочла удачной партии молодого врача, за которого она была готова выйти замуж, травмированного автогонщика, с которым она знакомится в больнице.

 

Непростая история взаимоотношений людей с трагическим концом, без типичного для того времени натурализма, ненормативной лексики и обнаженки.

 

Посмотреть фильм можно здесь.

 

 

Станислав Кинка