погода
Погода в Одессе
cover

7 малоизвестных фильмов, снятых в Одессе в эпоху перестройки

04 Окт 2020

Время перестройки и первых постперестроечных годов — это удивительный полигон, на котором родились самые странные, страшные и непонятные фильмы. Цензура, которая до середины 1980-х гг. отсекала что-то более или менее фривольное, была уничтожена политикой гласности. 

 

С 1986-1987 гг. на страницы прессы и на экраны кинотеатров просачиваются фильмы с острой социальной тематикой. Режиссеры начинают снимать самые разные жанрово и стилистически киноленты. В это же время на экран выходят многочисленные ленты, которые были отвергнуты цензурой в 1960-1970-е гг.

 

Рубеж 1980-1990-х годов ознаменовался валом низкопробных боевиков, которые эксплуатировали тему единоборств и криминальные сюжеты. Т.н. «кооперативное кино» было феноменом, просуществовавшим буквально несколько лет, но оставив после себя сотни забытых лент, которые поражают своей примитивностью и жестокостью. В тоже время из подполья вышел артхаус, ярким представителем которого была режиссерка Кира Муратова.

 

Мы не призываем смотреть исключительно «плохое кино». Даже наоборот, некоторые из фильмов периода перестройки вполне неплохи, если к ним относиться не только как к развлечению, а как документу эпохи, то и смотреть и будет интереснее.

 

 

А был ли Каротин? (1989)

Шпионская комедия Геннадия Полоки. Действие происходит в вымышленном городе. Советские спецслужбы ищут диверсантов, которые уже более 15 лет занимаются вредительством. Троица разведчиков попадает в нелепые ситуации, но в конечном счете раскрывает заговор. В итоге, даже после успешно завершенной работы, чекист с «морковной фамилией» оказывается забыт.

Часть съемок прошла в одесском яхт-клубе у судна «Экватор». В 1972 году судно, полученное от Германии по репарациям, прибыло на место своей последней стоянки. В 1996 году его разрезали на металлолом.

 

В кадрах фильма угадываются такие известные одесские локации: отель «Бристоль», «Пассаж», улица Гоголя, дворик по Военному спуску и даже самый большой проходной двор с улицы Пастера на Елизаветинскую. В плане съемок авторы попытались воссоздать дух эпохи, и кое-где у них это получилось.

 

 

Астенический синдром (1989)

Режиссерская работа Киры Муратовой. Две новеллы, по сути, не объединенные общим сюжетом, но и не разобщенные. Их объединяет тоска и беспросветность того времени: женщина потерявшая мужа в состоянии депрессии и учитель, который страдает астеническим синдромом (засыпает в различных неподходящих ситуациях). Мрачные от безысходности кадры Одессы конца 1980-х гг., с ее пьяницами, бездомными, трамваями, лифтами с мертвецами. 

Чистейший экзистенциальный ужас, который не каждый досмотрит до конца. Несмотря на свою мрачность и беспросветность фильм получил целый ряд международных наград, в том числе специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля (1990).

 

Крупным планом показаны многие одесские локации: разворотное кольцо 20-го трамвая, часть высотных зданий на жилом массиве им. Таирова, университетская библиотека и медицинский университет.

 

 

В русском стиле (1991)

Абсурдный детектив/драма эпохи коллапса СССР. Архитектор ищет свою дочь, которую похитили злоумышленники. Помощи от милиции ждать не приходится, поэтому он пьет водку и ездит с Лаймой Вайкуле, играющую учительницу химии, которая по вечерам катается на «Победе» с «шашечками» такси.

В фильме есть обязательные элементы эпохи: бандиты и крутые погони, рукопашные бои удивительной абсурдности. Кроме этого есть неспешные диалоги и виды одесской Молдаванки и центра, Дюковского парка и старых двориков — на 80% это то, ради чего стоит это фильм посмотреть.

 

Кстати, в конце коварных похитителей ждет расправа от сурового архитектора, который подрывает злоумышленников при помощи денег пропитанных взрывоопасным составом.

 

 

Время Икс (1992)

Лютейший трэш с инопланетянином-подростком, который прибыл на Землю, а именно в одесскую школу, чтобы предупредить о надвигающейся опасности — перемещении назад на сто лет. Как-то логически объяснить, как инопланетянин Лури умеет водить милицейскую машину или почему он носит полиэтиленовый пакет на голове сложно.

Чем привлекает этот фильм? Здесь есть кадры лютых погонь на разбитых «копейках» и мотоциклах через всю Одессу. Присутствуют фееричные кадры приземления НЛО, как и «заряженная», инопланетная версия «горбатого» Запорожца.

 

 

Не улетай, землянин! (1991)

Крайне странный, но добрый фильм, который рассказывает о школьном учителе, который становится целью инопланетян. Они хотят похитить его, чтобы он помог им найти общий язык с детьми (!). Директриса школы оказывается инопланетной захватчицей, а ее беспощадный make-up начала 1990-х только подчеркивает «инопланетность».

Сюжет строится вокруг взаимоотношения учителя и его 13-летней ученицы, которая спасает преподавателя, потому, что влюблена в него. Но ничего и близкого похожего на «чернуху» периода начала 1990-х тут нет. А есть странная, немного грустная история с видами детского лагеря «Молодая гвардия». Почти весь фильм был снят там.

 

Ради чего стоит смотреть? Хотя бы ради того, что на дискотеке у 12-13 летних школьников (!) играет песня Paranoid группы Black Sabbath. В конечном счете, ни увещевания, ни атаки на летающих тарелках ни к чему не привели. Школьница Марина отбила у инопланетян учителя русского языка, и они вдвоем наслаждаются начавшимся дождем.

 

 

Ожог (1988)

Жестокая перестроечная драма. Тут нет ни одного положительного героя. Крупным планом показана семья, которая живет двойной моралью, опустившияся на дно, и те, кто пытается на них заработать. Первые кооперативы, жестокие разборки, криминал и откровенная «чернуха» перекликается с талантливой игрой актеров, которая рельефно показывает эпоху распада сверхдержавы, когда продавать «налево» пиво оказывается выгоднее и престижнее, чем придерживаться лозунгов о светлом будущем.

В киноленте можно увидеть нетипичные виды Одессы: здесь есть Молдаванка, Воронцовка, предместья города. 

 

Ради чего стоит посмотреть? Хотя бы ради погони на цистерне, которая перевозит пиво с последующим крушением этого самоходного средства передвижения. Но если серьезно, то фильм поднимал острые проблемы общества периода конца советской эпохи и даже получил международные награды.

 

 

Похищение Европы (1992)

Мрак начала 90-х породил немало кино-франкенштейнов. Этот фильм из таких. Снятый про непонятное место в непонятной стране, он вызывает скорее смех, чем ужас или страх. Сюжет весьма незамысловат: каскадер решил похитить иностранку-певицу, оказался с ней в зараженной зоне (недвусмысленная аналогия с чернобыльской зоной), где правят банды и беспредел. Дальше идут эпичные разборки на ножах и факелах. 

Осетинский режиссер фильма Мурат Джусойты хорошо известен своими перестроечными боевиками (самый известный — «Фанат», который эксплуатировал тему единоборств), но в этом случае он превзошел самого себя.

 

 

Станислав Кинка