погода
Погода в Одессе
cover

80 лет мастеру ужаса Дарио Ардженто

07 Сен 2020

Фильмы Дарио Ардженто — это целый мир, страшный, но в то же время красивый, интересный. Мы отмечаем 80 лет со дня рождения режиссера и сценариста подборкой его фильмов.

 

Дарио родился 7 сентября 1940 года в семье режиссера и продюсера Сальваторе Ардженто. Он начал свою карьеру как критик, сотрудничая с целым рядом изданий ещё в старшей школе. Профессионального образования он так и не получил, считая, что лучше стать колумнистом в газете «Paese Sera» («Вечерняя страна»). Работая в газете, он начал писать сценарии. В основном это были сюжеты к спагетти вестернам, так популярным в Европе в 1960-е гг. Он был соавтором знаменитого боевика-вестерна «Once Upon A Time In The West» («Однажды на Диком Западе»). За два года он написал 12 самостоятельных сценариев.

 

В 1970 году выходит его первый самостоятельный фильм — джалло «L'Uccello Dalle Piume Di Cristallo» («Птица с хрустальными крыльями»). На протяжении нескольких последующих лет выходят довольно успешные триллеры «Il Gatto a nove code» («Кот с девятью хвостами» (1971)), «4 mosche di velluto grigio» («Четыре мухи на сером вельвете» (1972)) и провальная комедия «Le cinque giornate» («Пять дней» (1973)) при участии Адриано Челентано.

 

 

«Profondo rosso» («Кроваво красное», 1975)

Это первый фильм Дарио Ардженто, который вышел в широкий мировой прокат и получил награды в США. Сюжет довольно запутан и рассказывает об американском пианисте, который расследует, целую череду загадочных и жестоких убийств. Главную роль исполнил Дэвид Хеммингс, широко известный после роли в фильме «Blow Up» («Фотоувеличение», 1966). Это первый фильм Ардженто, в котором приняла участие его супруга Дария Николоди, а звуковую дорожку определяла группа «Goblin».

 

«Suspiria» («Подозрение», 1977)

Следующий фильм можно считать по праву легендарным. «Суспирия» положила начало мистической трилогии Ардженто о трех матерях-ведьмах. Снятый в красном тоне, жестокий и завораживающий мистический фильм стал настоящим прорывом режиссера. В прокате он принес почти $2 млн только в Северной Америке. Сюжет рассказывает о воспитаннице балетной школы во Фрейбурге, которая вступает в борьбу не только с жестокими воспитателями, но, как оказывается с потусторонними силами.

 

Съемки проходили в Риме, частично в Мюнхене, но фасад дома снимали все-таки во Фрейбурге в т.н. «Китовом доме» XVI века. Это был самый большой успех режиссера в США, хотя для получения прокатного рейтинга пришлось фильм перемонтировать и вырезать 8 минут самых жестоких сцен.

 

В 2017 году оригинальная «Суспирия» была показана в рамках Odessa International Film Festival, а в 2018 году вышел ремейк фильма, поставленный режиссером Лукой Гуаданьино, получивший неплохую критику, хотя и не окупивший затраты на производство и дистрибуцию.

 

 

«Inferno» («Ад», 1980)

После недолгой коллаборации с Джорджем Ромеро над фильмом ужасов «Dawn of the Dead» («Рассвет мертвецов»), Ардженто обращается ко второй части трилогии о ведьмах. Действие «Инферно» происходит то в Риме, то в Нью-Йорке и главным действующим персонажем выступает огромный дом, который словно слушает и следит за каждым шагом постояльцев. Этот фильм стал настоящей находкой для любителей интеллектуальных фильмов ужасов, загадок потустороннего мира. Одну из главных ролей сыграла малоизвестная актриса Ирэн Миракл, принимала участие в съемках и Дария Николоди.

 

«Tenebre» («Дрожь», 1982)

В этом фильме нет мистики, он значительно ближе к джалло, которые снимал режиссер в начале 1970-х гг. Но динамика, игра актеров, сюжетная линия — не дают расслабиться до последних минут фильма. В фокусе внимания — жестокие убийства, которые преследуют писателя — автора успешных триллеров. В этой схватке с неуловимым маньяком, который каждый раз оказывается на шаг впереди, в живых останется только один.

 

«Phenomena» («Феномен», 1985)

Первый фильм ужасов Ардженто, в котором приняла участие его старшая дочь Фиоре. Также этот фильм был первым снятым изначально на английском языке. Сюжет рассказывает о воспитаннице частного пансионата, которая может общаться с насекомыми и даже приказывать им делать различные вещи. Ее необычный дар поможет найти разгадку странных исчезновений, которые вводят в ужас тихую сельскую часть Швейцарии. Главную роль сыграла обладательница множества наград, в том числе Оскара (2002) Дженнифер Коннели. В этом фильм режиссер решил использовать треки популярных тогда рок-групп, таких как Iron Maiden и Motorhead.

 

 

«Opera» («Опера», 1987)

Во второй половине 1980-х гг. Ардженто снимет несколько сомнительных по качеству фильмов ужасов, но с фильмом «Опера» снова возвращает интерес публики к своему творчеству. Интерьеры и место действия — настоящая опера в городе Парма, а музыкальное сопровождение — не только треки Клаудио Симонетти и Брайана Ино, но и музыка Джузеппе Верди. Этот фильм стал одним из самых успешных с точки зрения кассовых сборов.

 

 

«La Sindrome di Stendhal» («Синдром Стендаля», 1996)

После некоторого перерыва Ардженто возвращается с триллером, в котором главную роль сыграла его дочь Азия Ардженто. В ландшафте Флоренции развязалась «игра» между маньяком и детективом Анной. Но она страдает синдромом Стендаля, т.е. она буквально воспринимает картины и чувствует себя частью произведения.

 

 

«Non ho sonno» («Без сна», 2000)

Фильм получил смешанные отзывы и стоит особняком в фильмографии Ардженто. Здесь нет потусторонних сил, а сюжет основан на поиске загадочного убийцы, который после серии жестоких расправ, через двадцать лет снова стал убивать. Он несколько более динамичен, чем фильмы Ардженто 1970-х гг. хотя и лишен того налета интеллектуального ужаса, который был характерной особенностью режиссера. В американском прокате фильм хорошенько порезали, убрав самые кровавые сцены.

 

 

«La Terza madre» («Мать слёз», 2007)

Через 27 лет после выхода «Инферно» вышла заключительная часть трилогии о ведьмах. В отличие от своих предшественников тут нет атмосферы барокко и неповторимого зуда ожидания развязки. Фильм получил средние оценки, несмотря на то, что в съемках приняли участие и те актеры, которые составляли костяк «Суспирии» (Дария Николоди, Удо Кир). Динамизм и больший натурализм жестоких сцен вряд искупают отсутствие у фильма внятной и интересной развязки, а та, что была отснята, удивляет прямолинейностью и наивностью в стиле happy-end.

 

Несмотря на возраст Дарио Ардженто активно принимает участие в фестивалях, дает интервью. Последние работы мастера ужаса не достигают былых высот, но здорово, что у нас остались его ленты 1970-1980-х гг. Сейчас в работе два фильма: «Sandman» («Песочный человек») и «Occhiali neri» («Черные очки»). Может быть, они удивят зрителя и снова вернут Ардженто пальму первенства среди мастеров интеллектуального ужаса? 

 

Станислав Кинка