погода
Погода в Одессе
cover

Комедия без дискриминации: опыт Kyiv Standup Cult

22 Сен 2020

Стендап в Украине — это юмористический жанр, который сейчас активно развивается. В каждом городе, включая Одессу, есть свои стендап клубы, которые проводят открытые микрофоны (бесплатные мероприятия, где может выступать любой) и полноценные вечеринки (платные мероприятия в клубах). 

 

Открытый и закрытый микрофон: что это и чего ждать на StandUp

 

Во всем мире такой формат уже давно популярен и известные комики собирают большие залы. В Украине он развивается менее десяти лет. К сожалению, многие молодые комики строят свой юмор на дискриминации и пошлости, выдавая это за провокацию и смелость.



Юмор — это субъективное явление и, действительно, запрещать кому-то шутить на какую-то тему не будет выходом, ведь цензура до добра не доводит.



Что же можно сделать, чтобы шутки не оскорбляли других и не поддерживали стереотипы и дискриминацию?



Например, создать свой стендап клуб с людьми, которые разделяют твои ценности и хотят принести разнообразие в современную украинскую комедию. Так поступили ребята из Киева, создав “Kyiv Standup Cult”. Их объединяет идея, что хороший юмор может быть без мизогинии, гомофобии и других видов дискриминации.



Мы взяли у них интервью и сейчас расскажем о создании клуба, их собственных инновациях в организации стендап вечеринок, взглядах на актуальную комедию и планах на будущее.



Kyiv Standup Cult состоит из четырех человек

  • Юля Шоломицкая, концертная директорка

    Ранее работала арт-директоркой бара. Перешла полностью в организацию стендапов, где встретила всех ребят из клуба. Отвечает за подбор локаций и комфорт гостей, которые приходят на мероприятия.


  • Настя Напольских, директорка по неконцертным вопросам

    Попала в комедию, поддерживая комикессу Анну Кочегуру («Подпольный стендап»). Начала помогать на мероприятиях, так познакомилась с остальными участниками. Отвечает за Instagram, Twitter, Facebook, Telegram, пишет тексты, ведёт финансы, занимается мерчем.


  • Дима Полищук, резидент клуба

    Четыре года занимается стендапом. В студенчестве играл в КВН, был резидентом «Подпольного стендапа». Выступает с комедией, делает афиши. Помогает продвигать ивенты через свой аккаунт в Twitter, так как у него там более 3 тысяч подписчиков.


  • Сережа Афонский, резидент клуба

    Три года занимается стендапом, был резидентом «Подпольном стендапа». Выступает, ведет коммуникацию с сервисами по продаже билетов, ведет ФОП.

 

Kyiv Standup cult” и «Культ» существует уже год. Ребята регулярно выступают в Киеве, летом приезжали в Одессу. Поддерживают ЛГБТК+, меняя цвет логотипа, и распространяют мерч с ЛГБТ+ радугой.  В 2019 году они ездили в небольшой тур в Польшу, где собирали полные залы на более, чем 100 человек.

 


Вы утверждаете: «Kyiv Standup Cult — клуб прогрессивной комедии. Может ли быть смешно и остроумно без сексизма, гомофобии и других видов дискриминации? Может!» Расскажите, что именно для вас значит такое позиционирование.

Настя: Окей, я могу ответить, потому что для меня было очень важно, чтобы у нас был именно такой клуб. Возможно, мы не везде на 100% справляемся, но мы к этому стремимся. Вокруг прямо много очень разных дискриминационных шуток, которые тебя унижают, например, потому что ты женщина. Или обычное ругательство со сцены — «п***р». Это так не работает и оскорбления не должны считаться юмором, давайте так делать не будем. Когда мы собирали «Культ», мы это проговаривали и стараемся этого принципа придерживаться.


Юля: Мы сначала собрались, а потом поняли, что это один из критериев, который нас объединяет. Каждый из нас и так фильтровал свой материал, а потом мы стали делать это более сознательно.

 


Сережа: Это вышло через боль на вечеринках. Ты стараешься подавать свой материал так, чтобы никого не зацепить, но при этом смешно. А после тебя на сцену выходит какой-то комик и беспощадно обижает сразу несколько категорий людей. Просто потому, что он посчитал это смешным. В итоге люди запомнят вечер по этому негативу. Тот имидж, что ты выстраивал, будет уничтожен.


Дима: Да, люди будут делать вывод не только о комике и его материале, но и о клубе, организаторе и локации, где проходил стендап. Например, если на одном ивенте выступает пять человек и двое из них необоснованно жестят и дискриминируют, то вывод, скорее всего, будет сделан обо всех. «Это такой клуб, у них такой юмор», сколько бы ты не считал себя непричастным. И чем больше комиков выступает, тем больше размывается грань личности и клуба.


Поэтому проще отделиться и выбрать какие-то общие, пусть не все, но более или менее схожие взгляды и принципы.


Юля: Но это не значит, что мы шутим только о бабочках и пони. У нас тоже может быть довольно жести, но в том случае, если это оправдано. Например, если это действительно смешно или в материале есть какой-то глубокий смысл. Мы не купаемся исключительно в радуге (хех) и такое вполне возможно. 


Мы собираем «свою» аудиторию вокруг себя, притягивая людей с похожими взглядами и ценностями.


Дима: Создавая именно такой материал и транслируя наши идеи в мир, можно собрать вокруг себя определенную целевую аудиторию. Это помогает поделить зрителей между клубами и мероприятиями. Например, если в один день проходят сразу несколько вечеринок, то люди, зная что-то о ценностях клубов, взглядах и материале комиков, смогут выбрать что-то для себя.

 

Все участники «Культа» считают себя единой командой. Они относятся к себе, как к рок-группе. Все решения они принимают вместе и обсуждают их в телеграм чате.

 

Сережа: Раз мы «рок-группа», то на афишах должен быть весь состав Культа. Иногда, конечно, бывают афиши только с комиками, но это скорее исключение. Чтобы Диме было легче делать афиши и не вырезать каждого отдельно, мы сделали много общих фоток и они выглядели как обложки альбомов. Этим они сильно отличались от того, что люди привыкли видеть.


Дима: Да, обычно, создавая афиши, на красивый фон просто вставляют нужных людей, что тоже, кстати, неплохой вариант. Но мы решили прям заморочиться и сделать несколько фотосессий специально для афиш и это вызвало определенное удивление у аудитории. Всем понравилось, а мне не нужно было париться с аккуратным вырезанием нас из кучи других фоток. К тому же, я с нуля учился пользоваться фотошопом.


На каком этапе развития сейчас стендап в Украине?


Дима:  Я думаю это только зарождение. Потому что есть с чем сравнивать и в Америке, например, стендапу, каким мы привыкли его видеть, уже больше 50 лет. И там считается, что если комик выступает 5-7 лет, то он новичок. Но у нас, если ты выступаешь три года, то ты чуть ли не ветеран комедии. Можно смотреть по тому, как люди ходят на стендап и насколько они воспринимают это, как один из вариантов развлечения вообще.

 

Например, когда есть выбор между тем, чтобы пойти в кино или на стендап и насколько часто опция стендапа вообще появляется в списке среди других вариантов времяпрепровождения. Хоть стендапу в Украине уже 8 лет, это только начало пути и нам предстоит еще очень много работы.


Дима: Нужно работать не только над качеством и количеством материала, а развивать жанр в целом. Больше клубов, больше выступлений, больше комиков, больше локаций, больше контента. Многие в Украине ни разу не слышали, что такое стендап за все время его существования, не ходили и не интересовались.

 

Хотя нам, как людям из сферы, может казаться, что стендап уже везде и на каждом шагу. Перед началом каждой вечеринки Серега обычно спрашивает, кто из зрителей впервые пришел на стендап и в зале всегда есть часть людей, для которых это совершенно новый опыт.


Сережа: Есть еще нюансы, «постсоветский синдром». КВН оставил сильный отпечаток на том, как воспринимается юмор. Потому что его оценивали всё это время.


Люди, вместо того, чтобы наслаждаться вечером, сидят оценивают. Прелесть стендапа в том, что там не обязательно должно быть смешно. Чем больше я смотрю западных комиков, тем больше убеждаюсь, что юмор там побочка. Большинство выступлений там об историях, стиле жизни, мыслях.


И в последнюю очередь о шутках. А у нас все еще идёт погоня за шутками. Потому что такой рынок. К тебе зритель не придет, он привык к шуткам.

 

По словам Димы и Сережи, сейчас у комиков мало времени на сцене. За 10-15 минут аудитория не успевает привыкнуть к комику. Так как в «Культе» два резидента, то сейчас у них есть возможность получить больше времени, вызвать доверие у публики и не только шутить, но и доносить свои идеи.


Настя:  Я хожу на стендапы уже 3 года. И раньше был в лучшем случае один микрофон в две недели. А сейчас почти каждый день, иногда даже несколько мероприятий в день.

 

Сережа: Я недавно за один день посетил три микрофона.


Настя:  Сейчас мероприятий стало очень много.


Сережа:  Это один из таких звоночков, что сейчас что-то меняется. Например, тур Щегеля (Андрей Щегель — украинский стендап комик). Это прямо тур, много городов.  У него свой сайт.


Дима:  Да, это то, что в США просто норма. У нас сейчас такое: «Вау, Щегель сделал свой сайт, мерч и поехал в тур». Это не клуб, это один комик, который сделал брендом себя. Это, пока что, феномен и это начало того, как стендап должен выглядеть в итоге.

 

Ребята утверждают, что в идеале каждый комик должен именно к этому стремиться. На данном этапе развития комедии в Украине довольно сложно выжить вне клуба, хотя есть люди, которым удается довольно часто и успешно выступать вне каких-либо организаций.

До карантина у «Культа» не было отмен выступлений, всегда выходили в плюс. Карантин случился на моменте активного роста клуба, когда на кону был зал на 120 человек и мероприятие в Одессе. Сейчас стало сложнее договариваться с площадками — не знаешь, когда ее закроют из-за карантина. Редко соглашаются платить гонорары, говорят, что на данный момент кризис и тяжело.



Общаетесь ли вы с комиками из Одессы?  Какая разница между стендапом в Киеве, Одессе и других городах?


Сережа: Лицо Виталика Жавнерчика (одесский стендап комик, организатор открытых микрофонов и вечеринок) должно быть логотипом одесского стендапа. Это уже не просто имя, это имя нарицательное. Как там у Жавнерчика в Одессе? Та нормально, ребята выступают. Открытый Жавнерчик — это когда проверяют материал.

Дима: В Одессе замечательно, потому что стендапа не так много. И когда ты приезжаешь туда, то  это событие. Люди еще не такие привередливые, как в Киеве.



Юля: Радует, что в Одессе появляются новые клубы. Нестандартные, например, клуб «Синдикат». У них там тоже все по-другому, как-то альтернативно.


Сережа: Я знаю там Ярослава Титаренко (одесский стендап комик), недавно познакомился с Вероникой Бабалык.


Дима: Мы немного знаем, коммуницируем с Одессой. Мониторим, что там по клубам, локациям, как туда можно поехать, что там есть.


Юля: Дима с Сережей успели поехать в августе в Trueman. Выступили успешно, все довольны. Спасибо, что нас тепло приняли.


Расскажите про вашу поездку в Польшу.

Дима был ведущим вечеринки «Подпольного стендапа». Там его заметил организатор стендапов в Польше, ему очень понравилось. Организатор предложил выступить в Варшаве и Кракове.  Дима и Сережа согласились.

 

Дима: В Кракове мы собрали “Hilton” на 120 человек. И там люди не пресыщенные, им очень понравилось. Тем более, что это была русскоговорящая аудитория для которой любой ивент на русском — интересно.


Сережа: Нюанс продажи билетов в Кракове был в том, что там не было предпродажи. Все билеты люди покупали на входе и мы не знали, продадим ли мы хоть что-то.

 


Дима: Мы не ожидали, что будет столько людей. Живые очереди на стендап - это редкость, тем более, если это не какой-то большой концерт и не по заранее купленным билетам. Из Кракова мы поехали в Варшаву. Там выступили в баре на 50 человек. Да, зал был поменьше, но было уютно и выступление прошло круто. Так мы поняли, что комики из Украины нужны кому-то вне Украины. Есть локации, организаторы и зрители, которым это интересно.



Сережа: После нашего тура к этому же организатору хлынули уже другие ребята. Ну, или он к ним. Мы рады, что смогли, пусть и случайно, найти такую возможность и показать другим, что так можно.


Как должна измениться комедия в Украине?


Сережа: В идеале, в будущем, люди должны приходить не просто на стендап, а на конкретного человека. Не просто послушать шутки, а чтобы эти шутки тебе рассказал конкретный комик. Чтобы людям было интересно, что ты думаешь, твоё мнение по каким-то вопросам. Это невозможно сделать, если у тебя всего 10 минут на вечеринках. Нужен Твиттер, Инстаграм, каждый должен быть брендом.



Юля:  Люди пока готовы слушать стендап только если он бесплатный и у них дома. Это, конечно, утрировано. Но пока что мы тратим много сил, чтобы продать билеты и объяснить, почему это круто, интересно и смешно. Нужно делать много качественного контента, чтобы это донести. Даже если снова придется из-за карантина сидеть по домам, это не остановит нашу работу. Есть интернет.


Дима: Мы стремимся больше выступать, находить больше локаций и расширять аудиторию.


Сережа: Есть мечты о своем баре, своем месте для выступлений.


Юля: Своем стендап холле.


Сережа: Чтобы не мы бегали и искали где и как выступить, а комики и зрители приходили к нам.


Дима: Локация, которая заточена только под стендап.


Настя: Об этом, наверное, мечтают все комики.


Сережа: Это точно произойдет, просто пока неизвестно когда и кто будет первым.


Настя: И было бы круто, чтобы таких мест появилось несколько. Чтобы было, например, как в Британии и США, где есть куча легендарных мест с комедией.


Юля: Чтобы это место было открыто для всех талантливых ребят со всей страны и не только. Если у тебя есть хороший материал — приходи и выступай, мы дадим тебе время.


Дима: Кто бы не создал подобное место первым — это будет скачок для всей индустрии.



Сейчас выступления «Культ» дают в основном в Киеве. Они регулярно проводят акции, разыгрывают мерч. Их мероприятия будет комфортно смотреть ЛГБТК+ и представителям любых групп, ведь они зовут к себе на выступление комиков с прогрессивными взглядами. За расписанием их вечеринок в Киеве и информации о турах в других города можно следит в их инстаграме.


Виктория Игнатьева