погода
Погода в Одессе
cover

7 фактов из истории Одесского порта

22 Ноя 2020

Сколько лет люди живут на территории Одессы, столько они используют море. Если в античные времена это были небольшие поселения древних греков, то со временем их сменяют кочевники, генуэзцы, литовцы, поляки, турки-османы и другие народы. Сейчас Одесский порт — один из самых крупных в Причерноморье с годовой пропускной способностью в 40 млн тонн.

 

 

Факт 1. Древняя предыстория порта

Нынешняя Одесса входила в зону греческой колонизации

 

Первые постоянные поселения на территории нынешней Одессы фиксируются в эпоху бронзового века (XIV-XIII века до н.э.) в районе Аркадии и Шкодовой горы. Уровень воды был выше, а нынешних пересыпей, отделяющих Хаджибейский и Куяльницкий лиман, не существовало. В более позднее время побережье активно колонизируют древние греки, которые используют Одесский залив для расположения гаваней Истриан и Исиаков. Крупными полисами эти поселения не стали, входили в округу города-государства Ольвия.

 

 

Факт 2. Рождение современного порта

Картина Геннадия Ладыженского «Хаджибей», 1899 г. Собрание Одесского художественного музея

 

В 1789 году штурмом берут крепость Ени-Дунья («Новый Свет»). Но город Одесса возникнет не сразу, а вот порт начнут строить ещё перед тем, как возьмутся за городские кварталы. Существовал ли порт в турецком поселении? На этот вопрос надо ответить положительно, однако о масштабе торговли в Хаджибее судить преждевременно. Возникший в 1793 году порт успел пережить «клиническую смерть» во время правления Павла I, но несколько тысяч «померанцев» (апельсинов) сделали свое и порт стал развиваться.

 

Факт 3. Центр вывоза зерна

Хлебный рынок в Одессе

 

В первой половине XIX века Одесский порт был крупнейшим центром вывоза зерна из Российской империи. За полвека Одесса сумела обойти многие другие порты Черного и Балтийского морей. Вывоз зерна был статьей доходов сотен и сотен помещиков и купцов, которые держали свои «магазейны» (склады) в самом городе, ближе к порту. Среди них — Папудовы, Сабаньские, здания, которых сохранились по сей день, но уже не как магазины и склады, а как жилые или административные.

 

Факт 4. Битвы в Одесском порту

Бомбардировка Одессы, 1854 г. С немецкой гравюры.

 

В середине апреля 1854 года Одесса на себе почувствовала мощь англо-французского флота. К мирному порту, который мог обороняться лишь немногочисленными батареями с устаревшими орудиями, двигалась мощная эскадра современных судов. Но, несмотря на то, что силы были неравны, одна батарея прапорщика Александра Щеголева, которая находилась на оконечности Практического мола, нанесла урон подошедшему флоту противника, повредив французский фрегат «Vauban». Попытка высадки десанта в районе Пересыпи была пресечена залпами картечи. Получив такой горький урок через два дня англо-французы устроили одесситам настоящую «кровавую баню», только один британский «Terrible» выпустил по городу 572 снаряда.

 

Битва закончилась вничью. Одесситы отстояли город, потеряв сожженными и уничтоженными припортовые кварталы и несколько сот человек убитыми и ранеными, но и англо-французы вышли из битвы с четырьмя поврежденными фрегатами, которые отправили на ремонт в Варну. Самой большой потерей можно считать не боевую потерю фрегата «Тигр», который сел на мель вблизи Одессы, а то, что его команда попала в плен.

 

Обстрел Одесского порта турецкими кораблями в 1914 году

 

В конце октября 1914 года в Одесский порт под покровом ночи проникли два турецких миноносца и потопили канонерскую лодку «Донец», при этом погибло 30 человек, которые были похоронены на Втором христианском кладбище.

 

Факт 5. Не сохранившиеся части порта

Одесский порт, хорошо видна не сохранившаяся часть деревянной эстакады

 

Большая часть портовых сооружений сейчас не напоминают об истории порта. Это понятно, ведь не раз территория перестраивалась, уничтожалась огнем, далеко не всегда это был результат войны или нападений противника. В 1905 году Одесский порт пострадал от огня в результате массовых революционных выступлений. 

 

Катализатором выступило прибытие в порт броненосца «Князь Потемкин-Таврический». Огонь не пощадил деревянные настилы каменные склады, эстакаду и некоторое число судов, которые не успели покинуть гавань. Чудом уцелел небольшой участок мола, обнесенный мешками с солью, которые сохранили тело погибшего руководителя восстания Григория Вакуленчука.

 

Факт 6. Катастрофа у Одесского порта

Катастрофа у берега Одессы

 

13 января 1972 года при густом тумане и в связи с целым рядом нарушений судоводителей всего в семи километрах от Воронцовского маяка происходит крупнейшее кораблекрушение возле современной Одессы. Сухогруз «Моздок» выходит из Одесского порта и следует во Вьетнам. Ему навстречу идет пустой болгарский танкер «Лом». Фактически танкер протаранил сухогруз, в результате чего на последнем произошел взрыв, который уничтожил весь командный состав танкера и мостик. Танкер раскалывается на три части и быстро начинает идти на дно. За два часа с обоих судов снимают выживших членов экипажа, а суда опускаются на дно. 

 

Глубина в месте затопления всего 23 метра, так что затонувшие суда представляли серьезную опасность для судоходства. Ещё большую опасность представляли более 1 000 тонн ядохимикатов, которые были грузом «Моздока». Судно подняли в 1974 году, привели в Одесский порт и распилили на части, а химикаты закопали в районе с. Палиево рядом с Хаджибейским лиманом. В 2012 году саркофаг с опасным веществом вскрыли и большую часть вывезли для утилизации, но около 140 тонн все ещё остаются неподалеку от воды и жилых домов.

 

 

Факт 7. Маяк: от деревянного к металлическому и каменному

На месте нынешнего маяка, который был построен в 1950-е гг. взамен уничтоженного в 1941 году, ранее также были маяки, правда, не из камня, а из дерева. Первые сведения о маяке на оконечности Карантинного появляются в 1845 году. В 1863 году сооружают чугунную башню, которая после некоторых доработок выполняла свои функции до 1941 года. 

 

Воронцовский маяк был взорван 15 сентября 1941 года. Он был слишком хорошим ориентиром для румынской артиллерии, которая открыла огонь по гавани, захватив северную оконечность Одесского залива. В 1950-1953 гг. маяк восстановили, он немного «подрос» — вместо 17 метров нынешний имеет 26 метров. Сейчас на него можно попасть с экскурсией только в сезон хорошей погоды и в составе организованной группы.

 

 

Станислав Кинка