Сейчас в Одессе немало уютных шоурумов, где местные дизайнеры представляют свои уникальные модели. Одесский стиль попадает в объективы фотокамер и на страницы журналов, в последние годы в Одессе проходит немало мероприятий, связанных с fashion-индустрией. Но и до революции в Одессе было множество магазинов с готовой одеждой и ателье, где можно было найти себе платье или костюм на любой вкус и кошелек.

 

Факт №1. Охота на шляпы

Реклама шляпного магазина И. Скроцкого 

 

Вы не слышали о Скроцком? А ведь именно этот шляпник попал в сравнение с Троцким и Бродским.

 

«Сахар — Бродского, чай — Высоцкого, а Россия — Троцкого», — такую фразу можно было услышать в 1918 году, но в Одессе к ней точно добавляли, что шляпы — Скроцкого.

У Скроцкого было два магазина, один в знаменитом доме Вагнера, где ранее размещался Ришельевский лицей

 

Магазин располагался в доме Вагнера, на улице Екатерининской. Его прямым конкурентом был магазин Вадков, который был напротив, в доме, который не сохранился, рядом с кафе «Фанкони».

Реклама шляпного магазина П. Вадков

 

Скроцкий предлагал основательный выбор головных уборов, в том числе «меховые шапки всевозможных сортов».

Мадам Власопуло завлекала моделями из Парижа

 

Его конкуренты не отставали. Мадам Власопуло заманивала моделями шляп из самого Парижа. В магазине Брейтбарт не забывали о деталях: к женской шляпе можно было приобрести перламутровый веер или шелковые перчатки.

 

Факт №2. Реклама парфюмерии

В Одессе в Театральном переулке можно было приобрести парфюмы от компании «А. Ралле и Ко». 

 

Как же рекламировали себя производители парфюмерии: не иначе как тем, что они были «поставщиками Высочайшего двора и Его Величества Шаха Персидского».

Реклама парфюмов А. Ралле и Ко из путеводителей начала XX века

 

Довольно быстро Шах Персидский переселится в Одессу на ул. Гоголя. Интересно, что уже в годы гражданской войны, в 1919 году вышла уникальная книга-справочник «Парфюмерия и косметика», где было 170 рецептов, как изготовлять те или иные парфюмерные изделия.

 

Книга Парфюмерия и косметика, изданная в Одессе в 1919 году

 

 

Факт №3. Пале-рояль: сердце «модной» Одессы

В торговых центрах Одессы также была своя специализация. Пале-рояль и близлежащие площади: Екатерининская и Театральная были известны своими дорогими магазинами. В Пале-рояле можно было приобрести ткани, бархат и французские шали. Довольно часто «новости» как тогда называли новинки моды поступали в Одессу даже раньше столиц.

 

 

Факт №4. Наряды для балов и маскарадов

В ранней Одессе часто проходили балы и маскарады. Одежды были соответствующие: для мужчин — фраки, для женщин — самые разнообразные бальные платья, часто украшенные позолотой, декоративными узорами и драгоценными камнями. Цена на такие наряды доходила до нескольких тысяч рублей, а появляться в одном и том же наряде больше трех-четырех раз считалось моветоном. Представим себе, что на балах у Папудова, Маразли собирались сотни пар, иногда число гостей доходило до полутысячи и поймем, что только стоимость нарядов на таких мероприятиях была сравнима со стоимостью приличного доходного дома.

 

Факт №5. Прически

Считается, что первым парикмахером города был куафер королевы Марии-Антуанетты

 

В XIX веке в моде были сложные прически с перьями, искусно переплетенные косы на старогреческий и римский мотивы, а на балах или в театрах дамы появлялись и в тюрбанах. Часто прически украшали живыми цветами, перьями, и драгоценностями. 

 

Как и в одежде, парикмахеры ориентировались на французский стандарт. Одесские парикмахерские часто употребляли словосочетания с прилагательным «парижский». Примером тому может послужить реклама женской парикмахерской Фридмана, которая размещалась на ул. Троицкой угол Ришельевской. 

 

 

Факт №6. В Одессу за модными покупками и… контрабандой

В первой половине XIX века многие города, такие как Харьков, испытывали недостаток в хороших и качественных товарах, особенно тех, которые привозились из-за границы. Стоимость мануфактуры и одежды, предметов роскоши была велика, так что же делать? Выход был: воспользоваться тем, что в Одессе был режим свободной торговли, а часть товаров провозили беспошлинно. 

 

Очевидец описывает ситуацию середины позапрошлого века: «в Харьков привозили тайком из Одессы товар, не оплаченный пошлиной, и сбывали знакомым торговцам… преимущественно оптом… Привозили шелковые материи, настоящее голландское полотно, дорогие часы, различные бронзовые вещи, как предметы изысканной роскоши, кружева, настоящий лионский бархат, тюль, рюш, блонды, батист, настоящие французские перчатки, английские духи…».

 

Многие приезжие и подорожные отмечали и качество, и разнообразие, и относительно низкую стоимость одежды и предметов роскоши в Одессе: «магазины здешние, напоминающие лучшие петербургские щегольской наружностью, наполнены товарами всякого рода… и гораздо дешевле», — так описывал Одессу Николай Всеволжский в своих путевых заметках 1830-х гг.

 

 

Факт №7. Немного статистики

Уже к середине XIX века Одесса стала одним из центров модной индустрии. Тут располагалось 15 модных магазинов, 15 мужских и шесть женских портных; были две корсетницы и шесть белошвеек. А всего в городе тогда насчитывалось 74 лавки, где продавали модные вещи.

Реклама парфюмерного магазина Романа Аудерского 

 

В начале XX века самые крупные модные магазины с косметикой, парфюмами и галантереей принадлежали Аудерским. В 1916 году Николай Иванович Аудерский владел магазином на ул. Дерибасовской, 25, а его сын Роман Николаевич сразу двумя: на ул. Ришельевской, 10 и ул. Преображенской, 34.