Мы уже привыкли, что Приморская — это не самое приятное место в городе. Постоянный активный трафик и близость порта со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, эта улица в шаговой доступности к самым главным достопримечательностям города, нет-нет, да и придется там прогуляться.

Современное состояние улицы Приморской в час-пик

 

 

Факт №1. Много названий одной улицы

Таможенная площадь и Приморская улица с видом на здание таможенного ведомства

 

Несмотря на то, что Приморская — улица у самого порта и моря, у нее непростая история. Первые сведения о ней датируются 1830-ми годами, тогда ее называли Литейной улицей. В более позднее время встречались названия: Набережная, Приморская, Морская. В советское время ее именовали Степана Халтурина (улица Гаванная параллельно также называлась Халтурина), Старостина и Суворова.

Вид на ул. Приморскую и порт

 

Ещё в 1830-1840-е гг. спуски с верхнего плато Приморского бульвара упирались не в широкую улицу, прямиком в море, но вместе с тем, уже с 1829 года постепенно территория у порта начинает приводиться в подобие улицы Приморской, первый известный нам подряд на замощение «дороги по берегу моря от военно-практической гавани до пересыпи» датирован 1829 годом.

 

 

Факт №2. Тут была старая церковь

Церковь размещалась на месте нынешнего въезда на морской вокзал и выходила на ул. Приморскую

 

В 1851 году была заложена часовня с храмом во имя Всех Святых. Она располагалась у самой Гигантской лестницы (сейчас более известна как Потемкинская лестница), на Приморской. Средства на строительство выделил отставной майор Трофим Драгутин. Его арестантские роты и проводили работы по строительству лестницы. В 1862 году церковь перестроили в Николаевскую приморскую церковь. В 1929 году ее закрыли, а через четыре года снесли.

 

 

Факт №3. На фуникулере — до Приморской

Станция подъемной машины на Николаевском бульваре

 

В 1902 году открыли «подъемную машину» от улицы Приморской до Николаевского бульвара. Это был знаменитый фуникулер, который с перерывами функционировал до 1969 года. В 1970 году открылся эскалатор, который связал уже Приморский бульвар с улицей Суворова. В 1990-е гг. его закрыли из-за нерентабельности. С 2005 года на Приморскую можно попасть на новом фуникулере.

Фуникулер движется в сторону ул. Приморской 

 

Интересно, что до революции проезд стоил две и три копейки соответственно, вниз — дешевле, а наверх — дороже.

 

Из рекламы фуникулера (1903): «дорога эта служит для кратчайшего сообщения центра города с портом и находящимися в последнем: теплыми морскими ваннами, станцией Куяльницкой ветки, пристанью РОПиТ, каботажной гаванью, корабельной конторой и др.».

 

 

Факт №4. Здесь был свой вокзал

Здание вокзала на ул. Приморской, 1907-1910 гг.

 

На Приморской остались здания, которые ранее были вокзалом «Одесса-порт». Не удивляйтесь такому названию. До 1970-х гг. на вокзал в порту приходили пассажирские поезда. Сейчас об этом ничего не напоминает, а раньше туристы выходили прямо под Воронцовской колоннадой и первое, что они видели в Одессе — это была улица Приморская. Но все-таки кое-что осталось. Это пара зданий 1907-1910 гг. в стиле модерн для Юго-Западной железной дороги.

На здании сохранилась дата начала строительства 

Элементы декора и традиционные кондиционеры 

 

К слову, именно с Приморской отходили «паровые трамваи» на Куяльницкий лиман.

 

 

Факт №5. Подпорные стены

Подпорные стены из ракушечника 

 

Вся улица Приморская — это одна большая подпорная стена. На протяжении длины улицы, змеей извивается огромная каменная стена, прерываемая Военной балкой. Подобные подпорные стены были сооружены в XIX веке для защиты склонов от сползания в сторону моря. Материал использовали самый дешевый и доступный — камень ракушечник.

 

 

Факт №6. Купальни на Приморской? Запросто!

Заведение теплых морских ванн внизу от нынешнего Греческого парка

 

«Морские купания в Одессе применяются как прекрасное терапевтическое средство. В особенности купание в море служит большим подспорьем, как укрепляющее средство после пользования лиманами», — хвалил купальни путеводитель по Одессе Сандомирского (1911).

Современный вид места, где были купальни

 

В нескольких десятках метров от Потёмкинской лестницы располагались «заведения теплых морских ванн». Они работали сезонно, с апреля по октябрь. Искупаться в морской водичке стоило до 50 копеек серебром.

 

Факт №7. Лестницы, ведущие к морю к Приморской

Лестница Николаевского бульвара спускается на ул. Приморскую 

 

Все три лестницы, которые были помещены в путеводитель «Одесский чичероне» (1911) спускались на Приморскую улицу. Николаевскую лестницу описывали как «одно из замечательнейших сооружений подобного рода в мире», а вот «гоголевскую лестницу» характеризовали как ничем не примечательное, кроме своей высоты сооружение, которое, тем не менее «представляет удобство для пешеходов, сокращая путь».

Приморская вечером

 

«С этого места открывается чудный вид на море, порт, эстакаду; вдали виднеется Пересыпи с заводами», — таким был вид в 1911 году.

Ул. Приморская вид с Воронцовской колоннады 

 

Третьей стала попавшая на открытки начала XX века, лестница с улицы Торговой на Приморскую.