Относительно низменный ландшафт города не предполагает большого числа лестниц, основная часть которых сосредоточена у спуска к морю. Исторически самыми первыми лестницами и мостами были деревянные. Но они не сохранились даже на фотографиях, разве, что на каких-то полузабытых литографиях и гравюрах ранней Одессы. Но более современные и совершенные каменные лестницы присутствуют в пространстве города и пользуются заслуженной популярностью. 

 

Сегодня мы расскажем о самой известной лестнице и нескольких ее сестрах, порой малоизвестных, скрытых от глаз.

 

 

Факт №1. Гигантская лестница Николаевского бульвара

Эту лестницы спроектировали и построили в 1835-1841 гг. при участии архитектора Франческо Боффо и инженера Джона Аптона. Поначалу современники считали лестницу бесполезной — она спускалась прямо к воде, затем один из маршей был сокращен на восемь ступеней и теперь их 192 из 200.

Лестница строилась силами арестантской роты, руководитель которой позже построил напротив лестницы церковь Св. Николая (здание не сохранилось).

Не было и устоявшегося названия. Ее могли называть лестницей Николаевского бульвара, Гигантской, Портовой или Ришельевской лестницей. После съемок фильма «броненосец Потемкин». Официально оформили переименование только в 1950-е гг.

Юморинный спуск на Запорожце по Потемкинской лестнице

 

Лестница часто выступает в роли киносъемочной площадки или места для установления разного рода рекордов: так знаменитый одесский атлет и летчик Сергей Уточкин съехал по Потемкинской лестнице на велосипеде, мотоцикле и автомобиле, его опыт повторили и на одной из первых Юморин в Одессе.

Современный вид лестницы от улицы Приморской 

 

 

Факт №2. Лестница у Оперного театра с клеймом Рестель авторства Уската

Неприметная лестница в один пролет расположен у бокового фасада Одесского оперного театра. Здесь часто любят фотографироваться молодожены и выпускники школ, но ценна она ещё и тем, что тут есть клейма, которые указывают на старого производителя металлических изделий: «Рестель» и на автора проекта лестницы: «архитек.[тор] Я. Ускат».

Яков Ускат был гражданским инженером, уроженцем Кишинева, но в 1885 году он баллотировался в действительные члены Одесского отделения Императорского русского технического общества. Это как раз совпадает с годами строительства нового Одесского оперного театра. Тем более, что шесть лет Яков Ускат занимал должность техника при Одесском земстве.

 

Фирма Василия Рестеля была продолжением дела немца Карла Фалька. На улице Приморской располагалось производство. Делали почти все: от металлических ступеней до сельскохозяйственных машин и даже вагонов. До сих пор в парадных старых домов можно встретить витиеватые декоративные или сугубо утилитарные изделия фирмы Рестель. 

 

 

Факт №3. Лестница от улицы Гоголя до Приморской

По ряду источников лестницу с Гоголя на Приморскую можно назвать одной из самых старых. Существует версия, согласно которой первоначальный проект был неудачным, и лестница «сползла» вместе с частью склона. Пришлось Феликсу Гонсиоровскому возводить лестницу за свой счет. Сейчас это максимально неудобная и неосвещенная часть центра города, примыкающая к склонам под бульваром Жванецкого. Может и сюда дойдет цивилизация, но как скоро?

 

«С этого места Надеждинской улицы открывается чудный вид на море, порт, эстакаду; вдали виднеется Пересыпь с заводами. У самого обрыва имеется низенькая каменная стена, против которой поставлены две скамейки для отдыха», — лаконично описывал владения у дома Зенона Бжозовского одесский путеводитель. 

 

 

Факт №4. Лестница с Торговой

Красивые открытки рубежа XIX-XX вв. показывают вид склона и настоящий замок на месте пустыря. Раньше вверху, на плато бульвара Жванецкого был особняк Де-Азарти, а вниз вела Торговая лестница.

 

В редком путеводителе отмечали это инженерное сооружение, коротко описывая ее достоинства: «отсюда Пересыпь ближе, вид хороший».

 

 

Факт №5. Заброшенная лестница с переулка Короленко на Приморскую

Если идти еще дальше, в сторону Художественного музея, то перед нами возникнет уходящая вниз тропинка, а точнее даже широкая лестница, частично отделанная лавовыми плитами. 

Лавовая плита как элемент выделяющий ступени лестницы

 

Очевидно, что этот спуск возник, когда нынешний бульвар Жванецкого ещё не существовал. Датировать эту лестницу можно ок. 1910-х гг. со значительными вмешательствами после реконструкции в 1950-е гг.

 

 

Факт №6. Лестница с Тработинской арки на Куяльнике

Не удивляйтесь, что эта лестница вошла в подборку по Одессе. Территориально и географически это ещё Одесса. А вот плато Жеваховой горы — уже область. Довольно часто это инженерное сооружение связывают с тем, что на плато годы был «Тработинский городок», а попросту — ярмарка. К тому же надо было связать верхние поселения с Куяльницким лиманом, который в конце XIX в. Активно застраивался дачами вокруг лечебного корпуса (грязелечебницы), построенного по проекту Николая Толвинского в 1892 году.

 

Факт №7. Винтовая лестница на улице Еврейской

Закончим подбору одесских лестниц той, что находится в закрытом дворике по адресу ул. Еврейская, 1. Дом довольно известный, здесь был памятник Владимиру Жаботинскому, который некоторое время проживал тут. Также дом связана с пионерами авиации в городе, которые конструировали тут первый самолет, собранный в Одессе из французских деталей.

Доступ к боковым флигелям дома осуществляется через винтовые лестницы. Их необычный стиль привлекает к себе внимание. Нельзя сказать, что в Одессе они в единственном числе, но определенно Еврейская чаще всего попадала в объектив фотографов.