Реклама существовала давно. Ещё в древности и средневековье можно увидеть ее определенные черты: надо было выгодно нарисовать вывеску, показать всем, кто не умел читать, что тут постоялый двор или магазин готового платья. Но по-настоящему профессиональной реклама становится с возникновением массового производства, развитием издательского дела.

 

Мы можем проследить развитие рекламы в Одессе, как по материалам печатных изданий, так и по старым иллюстрациям, фотографиям с видами улиц старого города.

 

Факт 1. Обучающая литература — в Одессе

В середине XIX века массово набирают популярность малые формы рекламы: бланки, календари, каталоги, купоны, меню, прейскуранты, открытки, путеводители и прочее. В конце позапрошлого века начинает развиваться плакатное продвижение. Возникает необходимость упорядочить полученные данные и помочь рекламировать.

Пассаж, главный торговый центр Одессы нач. XX в. Реклама в виде вывесок на первом и втором этажах 

 

Поэтому именно в торговой Одессе в начале XX века выходят в свет первые мануалы по рекламе. В 1908 году появляется бюллетень «Рекламист». Он содержал теоретические статьи по рекламе, новости рекламного дела. В дальнейшем стал называться «Торговый мир» (1909-1912). В 1911 г. в Одессе публикуется брошюра «Искусство рекламировать». Автор отмечает, что рекламировать — это «слабая сторона торговцев».

 

 

Факт 2. Реклама: где и сколько стоила?

Справа видна афишная тумба, которая также была местом для расклейки рекламных объявлений 

 

Стоимость объявлений в газетах 1880-х годов: начальная страница стоила 50 рублей, последняя — в два раза меньше; стоимость строки объявления доходила до 40 копеек.

 

Типичный вид рекламного разворота одесской газеты, 1918 г.

 

Сравним это с доходами: порядка 15 рублей в месяц получал неквалифицированный рабочий, ок. 80 рублей — учительница гимназии, порядка 300 рублей — офицер. А за 40 копеек можно было купить «стакан шоколаду» в кондитерской Печеского в Одессе.

 

В конце XIX века в газетах вводится должность ответственного за прием объявлений и через некоторое время эта статья дохода выходит на первый план, отодвигая на второй — деньги за подписку.

 

 

Факт 3. Реклама отелей и почему нельзя было верить извозчикам

Реклама гостиницы «Европейская» на немецком языке

 

Отели разного класса были постоянными клиентами газет, путеводителей и прочих изданий. Из особенностей рекламы: разумеется, что описывали только достоинства отеля — новые номера, хорошую обстановку, близость основных точек притяжения; часто использовали французский язык для дублирования текста объявления, реже — немецкий.

Реклама гостиницы «Франция» на французском языке

 

Иногда можно встретить фразу «извозчикам не верить». Что это значит? Все просто, уже тогда существовали формы нечестной конкуренции. Встречающие прибывших путешественников на вокзалах извозчики отвозили их в определенные гостиницы, которые платили им определенную сумму за постояльца. Если человек хотел поехать в другую гостиницу, то ему говорили, что мест там нет.

 

 

Факт 4. Реклама автомобилей

Реклама автомобилей и использование женского образа, Одесса, 1912 г.

 

Невозможно представить себе первую декаду XX века без рекламы автомобилей. Они набирали популярность огромными темпами. Обладать личным автомобилем было делом не только удобства, но и престижа.

 

В Одессе было немало представительств автомобильных производителей. Часть из них не сохранилась. Но многие остались. 

Реклама автомобилей FIAT

 

Покажем, как рекламировали перед Первой мировой войной автомобили марки Benz, FIAT и Ford. 

Реклама автомобилей FIAT и Ford

 

Часто использовали женские образы, иногда подчеркивали практичность и надежность автомобилей разными тестами.

 

Факт 5. Реклама для женской аудитории

Женская часть аудитории тоже была в фокусе внимания рекламистов начала прошлого века. 

Одежда и косметика, украшения, обувь и даже приданое — чего только не рекламировали. 

Призыв к прямому действию, нечто подобное и сейчас эксплуатируют некоторые рекламные слоганы

 

Строгость нравов (по крайней мере, формальная) не позволяла выставлять напоказ оголенные тела или публиковать откровенные оферты. 

Чем привлекали? Конечно, распродажами, ценой и новизной.

 

 

Факт 6. Когда пивная реклама самая красивая

Реклама пива Ф. Енни и Ко с видом на Приморский бульвар

 

В далеком 1862 году в Одессе появляется пивное производство немца Иоганна Ансельма. Довольно быстро производство довели до 160 тысяч ведер в год (1 ведро — 12,29 литра, дореволюционная мера объема). Через двадцать лет владельцем производства на Бугаевке становится Фридрих Енни. При нем и его наследниках компания достигла пика своего могущества, став крупнейшим на юге страны производителем пива.

 

Но помимо собственно производства, пиво Енни обладало ещё одной чертой — красочной рекламой. Владелец компании не жалел средств на участие в выставках, строя масштабные павильоны, чтобы выгодно подать свой продукт. 

 

Что касается рекламы, то она выполнена как настоящая картина, которая в каждый элемент вкладывает символы предприятия. Если присмотреться, то вид из окна — это верхний этаж одного из полуциркульных зданий на Приморском бульваре, т.е. одна из лучших гостиниц города на то время. Можно увидеть, что на стене изображена картина с фабрикой, где делали пиво Енни, а в руках у молодого человека, который наливает пиво в высокий бокал газета «Одесский листок» с крупной надписью «Енни».

 

 

Факт 7. Рекламные курьезы

Реклама-загадка

 

Загадочная реклама появилась в февральском выпуске (1912) одной из одесских газет. Действительно, что может быть загадочнее, чем выкупить кусок газетной полосы и поместить туда знак вопроса с адресом.