Уютный дворик со старинным фонтаном, скульптурой Эрота и Психеи. Когда-то тут шла бойкая торговля, а ещё раньше был плац-парад, который использовали войска, расквартированные в Одессе. Как это место стало таким каким мы его видим сегодня? Об этом наши воскресные 7 фактов.

 

 

Факт 1. Плац-парад

Театральная площадь у Пале-Рояля, 1840-е гг.

 

До начала 1840-х гг. нынешняя площадь, занятая зданиями и сквером, была малопривлекательной. «На этой площади городской гарнизон делал разводы или играли мальчишки», — вспоминал Людвиг Михайлович де Рибас в сборнике воспоминаний, вышедшем к столетию Одессы. В дни празднеств там могли поставить качели, но чаще площадь пустовала, поэтому родилась мысль отдать участки под строительство лавок.

 

 

Факт 2. От пустыря к лавкам

Вид на лавки в Пале-Рояле

 

В начале 1840-х гг. места в будущем Пале-Рояле были отданы всем желающим, но с условием: «построить лавку с железной крышей по составленному архитектором Торичелли, рассмотренному и одобренному Комитетом* общему фасаду».

*Имелся ввиду Строительный комитета, который до 1870 года регулировал застройку города.

 

Желающие построить лавку также обязывались замостить тротуар перед ней камнем (лавовая плита из Италии) и внести 100 рублей серебром в качестве залога. В эту же сумму входило строительство дренажной галереи для вывода нечистот из комплекса лавок.

 

 

Факт 3. На старт, внимание…

Вид на лавки Пале-Рояль со стороны ул. Екатерининской

 

Кто же откликнулся на призыв застроить «красными лавками» Пале-Рояль? Среди них цвет купечества старой Одессы. В числе фамилий, которые подали прошение можем увидеть Юсуфа Мангуби, Цезаря Оттона, Варфоломея Коклена, Уильяма Вагнера, Джованни-Батиста Карута и других. Это были фабриканты, купцы, рестораторы, владельцы гостиниц и модных магазинов.

 

Далеко не все они были в восторге от жесткого контроля, который установил архитектор Торичелли, поэтому на три года растянулся процесс получения документов на лавки, до тех пор, пока большинство расхождений с проектом швейцарца не были устранены владельцами лавок.

 

 

Факт 4. Сколько имен у Пале-Рояля?

Открытка с видом Пале-Рояля

 

Если обратиться к источникам, то окажется, что название Пале-Рояль довольно позднее. Официального названия у комплекса лавок долгое время не было. Олег Губарь приводит шесть названий этого сквера, бытующих в середине XIX века. Перечислим их: Гостиный двор, Театральная площадь, Театральная галерея, Пале-Рояль, Красные лавки и Гостиный ряд.

 

Как видим названия отображали либо специфику этого места (двор, ряд, лавки, а «красные», потому что торговали там тканями, мануфактурой, книгами, драгоценностями, в общем, изделиями, а не сырьем или продуктами), либо привязку к театру.

 

 

Факт 5. Пале-Рояль как место для отдыха

Открытка с фонтаном, который появился тут после 1873 года

 

При архитекторе Гаэтано Даллаква внутреннее пространство сквера замостили «триестским камнем» (в быту ее называют «лавовой плитой»), провели дорожки и засадили «разного рода деревьями, кустарниками, а в продолговатых клумбах — резедой и другими цветами». Получилось уютно и красиво, недаром еще полтора века тому назад это место стало одним из самых любимых мест для прогулок горожан. На ночь все четыре входа в Пале-Рояль закрывались, предотвращая возможные поползновения на чужую собственность.

 

 

Факт 6. Кондитерская итальянца Карута

Скульптура Эрот и Психея

 

Жан-Батист Карута, сардинский подданный, был одним из тех, кто делал жизнь в ранней Одессе вкуснее. Ещё не было водопровода, электричества и парового отопления, а на Приморском бульваре уже была кондитерская итальянца, «подле которой обыкновенно собираются дамы, чтобы любоваться зрелищем фейерверка».

 

Весной 1846 года Карута открывает гостиницу «Лондонская». А в Пале-Рояле у него было две лавки, потом он прикупил ещё две, став одним из самых крупных владельцев в этом месте. Его кофейню-кондитерскую описывали путешествующие и местные жители. Там подавали конфеты и кофе, мороженое и лимонад, играли на бильярде и отдыхали за чтением журналов.

 

 

Факт 7. Трансформации Пале-Рояля

Вид на угловой дом, где размещалась редакция газеты «Одесский листок»

 

К концу XIX века старые лавки уже не удовлетворяли требованиям времени. В Одессе возникали новые торговые центры: частные заведения Вагнера и Петрококино, на рубеже веков строится знаменитый Пассаж на Дерибасовской/Преображенской, тут и гостиница, и магазины на первом этаже. Изменялся и Пале-Рояль, вместо лавок времен Торичелли строятся разномасштабные здания. Некоторые до сих пор выглядят впечатляюще, например офис редакции газеты «Одесский листок» Василия Навроцкого, ближайшее к Оперному театру здание по ул. Ланжероновской.