погода
Погода в Одессе
cover

Что празднуем 14 сентября 1789 года или сколько лет Одессе?

14 Сен 2020

14 сентября 1789 года по старому стилю войска под командованием Иосифа Де-Рибаса, а это были казаки и регулярные части Российской армии, после короткого штурма овладели крепостью Ени-Дунья, которая была одним из многочисленных османских фортов на территории Северного Причерноморья. Она не была чем-то особо примечательна — неправильный четырехугольник и около трехсот человек гарнизона. Рядом раскинулась деревушка с пристанью под названием Хаджибей.

 

Фрагмент карты 1596 г. Предположительно на месте Одессы расположена Джинестра (Ginestra)

 

Эта дата затерта в скрижалях одесской истории. Хрестоматийная дата празднования дня города: 22 августа (2 сентября по новому стилю). Эта дата принадлежит перу Аполлона Скальковского. Но впервые «День города» в Одессе отметили крестным ходом только в 1849 году. Т.е. более, чем через полвека со дня основания города.

 

День города? Начнем с древнего Рима

Остановимся на том, как и когда можно праздновать день рождения города. Начнем с того, что самым давним примером важности подобных дат может выступить древний Рим. В 248 году в Римской империи пышно отмечали тысячелетие Рима. За три дня вакханалии и кровавых поединков в Колизее, погибло немало людей и животных. Но зато мы имеет четкие исторические свидетельства об этом событии.

 

Дата основания Рима принадлежит историку Марку Теренцию Варрону, который с точностью до дня датировал закладку Вечного города. Сейчас эта дата воспринимается как легендарная, но археологические изыскания относят самый давний культурный слой Рима к середине VIII века.

 

Как можно определить возраст города?

По письменным источникам. Как правило, берется во внимание самый давний факт существования поселения. Многие западноевропейские города были основаны на месте римских колоний-поселений. Кёльн, Лондон, Париж — они присутствуют в римских текстах. Так будущий Париж упомянут в шестой книге Гая Юлия Цезаря о войне в Галлии (53 г. до н.э.).

 

Можно принимать во внимание актовые материалы: грамоты, ярлыки и иные документы, которые символизировали присутствие на местности постоянного поселения. Точно можно датировать время основания Франкфурта-на-Майне грамотой Карла Великого от 22 февраля 794 года.

 

Фрагмент карты 1488 г., на ней указан фрагмент Черного моря (Pontus Euxin), но едва ли ее можно было использовать в путешествии. 

 

Также можно по картографическим источникам. Карты, применительно к Одессе — морские карты-портоланы, которые показывали прибрежную линию суши, могут внести ясность, когда тот или иной топоним стал доминирующим. Хотя, как мы видим, даже в XVIII веке использовали античные названия поселений, а их точное местоположение едва ли можно установить основываясь на не особо точных средневековых картах или планах раннего нового времени.

 

Есть еще археологический метод. Казалось бы в XXI веке это самый надежный способ установить возраст города/поселения. Достаточно найти какой-то артефакт и провести радиоуглеродный анализ. Достаточно одного грамма органического вещества, чтобы произвести датировку в пределах от 70 000 лет до н.э. до 1 600 г. н.э. Хотя и этот метод не исключает ошибок и требует специальной подготовки, реактивов и лаборатории. 

 

 

Когда праздновать день рождения Одессы?

То, что на территории нынешней Одессы уже были различные поселения, значительно более старые, чем турецкая крепость, знали уже в XIX веке. То, что иногда преподносится как новейшее открытие, является не более чем актуализацией дискуссии, которая велась между историками, краеведами и литераторами во второй половине XIX века.

 

Фрагмент карты 1688 г. На месте Одессы предположительно располагался порт Джинестра (Ginestra).

 

Так, историк Василий Надлер в своей работе «Одесса в первые эпохи ее существования» (1893) отвергает связь города с греческим поселением, отводя ему незначительное место: «колония эта, судя по вещественным остаткам, найденным на ее месте, была крайне незначительна… она исчезла бесследно». Но вот Хаджибею он не оказывает преемственности и прямо связывает его существование в новосозданной Одессе: «позднейшее поселение Хаджибей, история которого находится в непосредственной и преемственной связи с историей Одессы».

 

Фрагмент карты 1742 г. Здесь видны: поселение Качибей (Koczubi), порт Коджа Бей (Port Koga Bey) и поселение Джинестра (Ginestre)

 

Подтверждают ли эту версию современные археологические источники? В наши дни выявлено не одно, а несколько древнегреческих поселений на территории нынешней Одессы, а часть даже музеефицирована в виде небольшого стеклянного павильона на Приморском бульваре. Существует версия, что площадь поселения была вовсе не мала, а значительная часть была «съедена» морем. 

 

Что же осталось от Хаджибея/Качибея? Кроме отметок на картах и воспоминаний — почти ничего. Локация форта/замка/крепости также не определена точно. По новейшим версиям замок мог располагаться в районе Потемкинской лестницы, ранее турецкую крепость Ени-Дунья ставили на месте Воронцовского дворца. Какого-то значительного количества материальных остатков османского присутствия пока не обнаружили.

 

Фрагмент карты 1750 г. На карте присутствует Порт Истриан (Istrianor Port), возможно автор использовал античные источники.

 

Но возвращаемся к нашей дискуссии относительно даты основания города. Александр Де-Рибас приводит в своей книге «Старая Одесса» (1913) выдержки из письма Иосифа Де-Рибаса (вице-адмирала флота, который собственно турецкую крепость штурмом и брал во главе отряда казаков и солдат), где он отчетливо пишет, что «начало этого дела [основания Одессы] положено 22 августа 1794 года». Само письмо датировано апрелем 1795 года. Как мы знаем первое упоминание «Одессы» относится к январю 1795 года.

 

Фрагмент карты 1786 года. Тут уже есть крепость Ени-Дунья (Janiduni)

 

Дискуссию можно продолжить цитированием более современных нам исследователей. Но вопрос остается неизменным: когда, же праздновать день рождения города? Можно взять за основу древнегреческое поселение. Но в таком случае мы попадаем в плен разнородных сведений о количестве и качестве поселения на месте Одессы (как правило, греческое присутствие сводят к небольшой рыбацкой деревушке, а не мощному полису).

 

Фрагмент карты 1794 года. Присутствует ещё не переименованный Хаджибей (Godzabel)

 

Если мы попытаемся проследить историю города от упоминания Хаджибея, то и тут нас ждет неудача. Обратимся к книге профессора, доктора исторических наук Андрея Добролюбского «Археология Одессы» (2012). Он склоняется к мысли, что в XVI-XVII вв. на месте Одессы не было постоянного поселения. Он не одинок, малоизвестный широкой общественности историк и географ Фёдор Петрунь проделал огромную работу и описал большое число картографических источников, но и он приходит к выводу, что «анализ более широкого круга картографических изданий XVI-XVIII вв. заставляет с больше осторожностью говорить о Качибее, как населенном пункте в данный период».

 

 

Станислав Кинка