погода
Погода в Одессе
cover

День рождения Андрея Тарковского: 6 фильмов, которые стоит посмотреть

04 Апр 2020

Сегодня одному из самых уважаемых и выдающихся режиссеров планеты исполнилось бы 88 лет. Коллеги и кинокритики называют его «богом кинематографа», а киноманы считают символом авторского кино. Картины Андрея Тарковского смотреть довольно сложно, но они всегда завораживают, впечатляют, заставляют сердце бешено биться и действуют гипнотическим образом. 

 

В честь его дня рождения мы вспоминаем лучшие работы маэстро, которые ты обязательно должен посмотреть, понять и полюбить.    

 

В список от BBC «100 лучших иностранных фильмов» вошли 4 фильма Андрея Тарковского. Больше 200 кинокритиков из 42 стран мира признали лучшими «Зеркало», «Андрей Рублев», «Сталкер» и «Солярис».  

 

«Иваново детство», 1962 год 

«Иваново детство» — первый полнометражный фильм Тарковского. Он принес ему всемирную славу. Фильм рассказывает о 12-летнем мальчике, чье детство закончилось в день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестру. Только сны ему помогают.

 

Над сценарием режиссер работал вместе с Андреем Кончаловским, который в ленте также сыграл эпизодическую роль. Андрей Тарковский в одном из интервью рассказывал, что работая над своей первой картиной он руководствовался еще другой задачей: выяснить, способен ли он заниматься кинорежиссурой. Этот фильм был признан одной из лучших картин о войне и принес множество наград, включая первого для СССР венецианского «Золотого льва». 

 

Премии:

  • гран-при («Золотой лев») на МКФ в Венеции-1962;  

  • приз  «Золотые ворота» как лучшему режиссеру полнометражного игрового фильма на Международном кинофестивале в Сан-Франциско;  

  • стал первым фильмом, выдвинутым Советским Союзом на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», однако в окончательный список номинантов он не попал. 

 

 

«Андрей Рублев», 1966 год  



Эта кинодрама рассказывает о живописце Андрее Рублевe, который написал знаменитую икону «Троицу».  По словам Тарковского, он ни в коем случае не хотел снять этот фильм в духе исторического или биографического жанра. Он хотел показать другое — характер, внутренний мир и дар художника. 

 

Роль Андрея Рублева стала первой для актера Анатолия Солоницына, который стал одним из любимых актеров Тарковского и снялся почти во всех его фильмах. 

 

Кинолента очень сильная, экспрессивная, эмоциональная, сложная, наделенная множеством аллюзий. Смотреть однозначно стоит несколько раз. 

Премии:

 

  • приз ФИПРЕССИ МКФ на Каннском кинофестивале в 1969 году (фильм демонстрировался вне конкурса); 

  • премия французской критики Prix Léon Moussinac за лучший иностранный фильм, демонстрировавшийся на экранах Франции в 1969 году; 

  • почетный диплом МКФ в Белграде-73; 

  • на кинофестивале в Монреале 1995-го года включен международной кинокритикой в список 100 лучших фильмов всех времен и народов.    

 

 

 

«Солярис», 1972 год 

Это экранизация Тарковским одноименного фантастического романа Станислава Лема об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом.  

 

Фильм очень не понравился автору книги, потому что Тарковский не делал акцент на космической картинке, масштабности и спецэффектах, а в свойственном ему стиле передал сюжет через глубокие философские диалоги персонажей, медленное движение камеры, эстетику и психоделическую музыку. Из-за этого они переругались. Андрей Тарковский, разумеется, по этому поводу давал множество интервью и как-то сказал: «Может быть, фильм и нужно было делать покороче, но я уже заметил за собой такую слабость: я люблю создавать длинные картины, которые совершенно “уничтожают” зрителя физически. Мне кажется, что фильм от этого превращается из развлекательного во что-то более серьезное».   

 

Премии:

 

  • специальный гран-при жюри на Международном Каннском кинофестивале 1972 года;  

  • приз ФИПРЕССИ на Международном Каннском кинофестивале 1972 года; 

  • приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1972 году;

  • премия за лучшее исполнение женской роли (Наталье Бондарчук) на IX международном кинофестивале в Панаме в 1973 год. 

 

 

«Зеркало», 1974 год

 

«Зеркало» — автобиографичный фильм, один из главных его проектов. Идея создания фильма появилась в 1967 году после окончания съемок картины «Андрей Рублев». 

 

Тарковский рассказывал, что ему трудно говорить об этом фильме, так он для него сложен и важен: «Если излагать полностью весь замысел, то это займет слишком много времени».  Это своего рода фильм-исповедь, в котором Тарковский рассказывает о своей детской драме, когда ушел из семьи отец — поэт Арсений Тарковский, а также непростых отношениях главного героя с родителями.  

 

Именно через этот фильм режиссер избавляется от своих травм и переживаний: «Меня преследовал многие годы один и тот же сон. Я входил в дом, в котором родился, бесчленное количество раз переступал порог. Это было довольно тяжелое ощущение. Что-то тянет тебя назад, в прошлое, не оставляя ничего впереди. Мне казалось, что, реализовав в фильме этот странный образ, мне удастся освободиться от своих чувств. Сняв “Зеркало”, я действительно освободился от них, но мне показалось, что я и себя в каком-то смысле потерял».   

 

Премии: 

 

  • в 1980 году фильму «Зеркало» был присуждён приз «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии;  

  • во время опроса 846 кинокритиков от Sight & Sound (2012) за «Зеркало» было подано больше голосов, чем за любой другой фильм Тарковского (19-е место в итоговом списке величайших фильмов). По итогам же опроса 358 кинорежиссёров «Зеркало» заняло 9-е место.  

 

 

«Сталкер», 1979 год

«Сталкер» — фильм, снятый по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. В 1974 году режиссер прочитал это произведение и предложил фантастам написать сценарий для экранизации. Стругацкие не подозревали тогда, что его им придется переписывать энное количество раз, и согласились на предложение из-за уважения и любви к режиссеру.  

 

«Сталкера» снимали очень тяжело, мучительно и томительно. Тарковский переругался с оператором Георгием Рербергом и выгнал его. Стругацкие бесконечно переделывали сценарий, режиссер несколько раз уничтожал все отснятое. Оператора получилось найти только с третьего раза, снимали по шесть дублей каждой сцены, а актеры за два года съемок настолько измотались, что поклялись больше никогда не работать с Тарковским.  

 

Премии: 

 

  • специальная премия экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах в 1980 году; 

  • специальный приз «Лукино Висконти» национальной итальянской кинопремии «Давид ди Донателло» режиссеру Андрею Тарковскому в 1980 году;  

  • картина входит в число 250 лучших фильмов по версии IMDb. 

 

 

«Ностальгия», 1983 год 

Италия вдохновила Андрея Тарковского снять киноленту «Ностальгия». Маэстро искал свою Италию, красота которой существует не сама по себе, а как часть состояния души. И по словам его коллеги по съемкам режиссера Тонино Гуэрра, он нашел ее в Риме.  

 

Фильм — шедевр. Тут огромное количество отсылок к истории, символам, к картинам Сальвадора Дали и Данте Россетти, большинство сцен по-театральному статичны и симметричны, а от игры Олега Янковского легко можно заработать синдром Стендаля. Тарковский преображал внешнюю действительность по своему образу и подобию. 

 

Кстати, одна из римских сцен ленты снималась на Капитолийском холме еще тогда, когда там стояла оригинальная скульптура Марка Аврелия.  Французский оператор Брюно Дельбоннель, пятикратный номинант на премию «Оскар», считает операторскую работу Джузеппе Ланчи в фильме величайшей в истории. 

 

 

Телеграм-канал @FollowersOdessa — пульс города в твоем смартфоне. Подписывайся и будь в курсе всего самого важного в Одессе!

 

7 фильмов о любви к себе и жизни

20 комедий, с которыми ты посмеешься от души

 

 

Дарианна Олейникова