Электросамокаты и прочие электрические способы передвижения стали реальностью. Еще каких-то пару лет тому назад увидеть человека на сигвее или моноколесе было делом редким и к ним относились как к причуде. Но прошло совсем немного времени и доступность подобных средств передвижения стала создавать определенные проблемы.

 

Такая картина стала привычной для крупных городов Украины

 

С каждым днем число происшествий с участием индивидуального электротранспорта увеличивается. Во многих странах и городах власти решают контролировать стихийных участников дорожного движения и ограничить их передвижение по местам общественного пользования. Одесса не осталась в стороне. Аварии и травмы пользователей электросамокатов, проблема с несоблюдением ими правил дорожного движения вызвала полярные реакции: часть хочет максимально ужесточить деятельность прокатов и ввести драконовские правила пользования электросамокатами, другие — выступают за развитие инфраструктуры и считают, что запретами проблему не решить.

 

Постараемся посмотреть на эту тему с нескольких точек зрения и показать, как регулируют личный электротранспорт в разных странах и городах.

 

 

Немного FAQ: от причуды к миллиардным прибылям

Что такое электросамокат? Это один из самых простых видов транспортного средства. Здесь, в отличие от велосипеда не надо иметь крепкие мышцы, чтобы приводить в движение агрегат.

 

Его массовое появление на дорогах было отложено из-за технологической сложности. Примерно в 2016 году китайский бренд Xiaomi начал производить бюджетные версии под маркой Segway. На 2018 год на китайцев приходилось 85% рынка этих транспортных средств.

 

Разница дешевых и дорогих версий электросамокатов в скорости и емкости батареи, на которую приходится 25-30% стоимости. В среднем качественный самокат высшего ценового диапазона может отработать года три, а бюджетный уже после одного сезона может потребовать ремонта сопоставимого со стоимостью нового устройства.

 

Леди Флоренс Норман, английская суфражистка на autoped

 

Как думаете, когда появился первый электросамокат? Наверное, лет так 10-15 тому назад? А вот и нет! Ещё в 1895 году был запатентован электрический велосипед, в 1916-1922 гг. в США выпускали autoped — нечто похожее на самокат, велосипед, да ещё и с маленьким моторчиком. Его использовали почтальоны, полицейские, актеры (чтобы передвигаться между студиями Голливуда), но по настоящему массовым он не стал.

 

Работники почты на самокатах с моторчиком

 

Те самокаты, которые мы можете арендовать у компаний проката рассчитаны на ровную асфальтированную дорогу с максимальным уклоном до 15 градусов. Есть и более серьезные модели, которые могут ездить по неровным дорогам, но они стоят в разы дороже, развивают более высокую скорость и весят больше 15 килограмм.

 

Сколько можно проехать на электросамокате? Как правило, емкости аккумулятора хватит на 25-40 км. без подзарядки. Зарядить батареи можно от обычной розетки.

 

Из противопоказаний: не стоит ездить на электросамокате при температуре ниже +10 градусов и в дождь, снег; влагостойкая защита многих самокатов недостаточна и так скорее выйдет из строя аккумулятор.

 

Как думаете, прокат электросамокатов, это дело прибыльное? Сервис проката электросамокатов под названием Bird, (его основатель — бывший вице-президент Uber Трэвис Вандерзанден — авт.) через год после основания оценивался в $2 млрд (2018). В мае уже этого года сумма, в которую оценивают Bird после слияния с компанией Switchback II выросла до $2,3 млрд. И это несмотря на то, что показатели 2020 года были для Bird неутешительными: выручка упала на 37% и пришлось уволить каждого третьего сотрудника.

 

 

Запретить и ограничить: мировая практика регулирования движения электросамокатов

Франция. Передвижение на электросамокатах регулируется законом 2019 года. Так, согласно этому нормативному акту электросамокатам запрещено ездить по тротуарам, ограничение скорости на дорогах составляет 20 км / час, а дети до 12 лет должны быть в шлемах во время движения. В Лионе оператор общего электронного скутера вообще ограничил скорость используя программу на основе GPS; таким образом, в пешеходной зоне города скорость движения транспортных средств снижена до 8 км / час.

 

В апреле 2019 году во Франции 22-летний Вэнь С. не снизил скорость и сбил на переходе 82-летнего мужчину, который впоследствии скончался. Нарушителя осудили в конце прошлого года по статье «Непредумышленное убийство».

 

Во Франции «Национальный закон о мобильности» дает местным властям право ограничивать количество транспортных средств и операторов, предоставляющих услуги аренды, а также вводить дополнительные требования в отношении технического обслуживания, шума и загрязнения.

 

Последние нововведения относятся к 2020 году. Все просто: все электросамокаты должны быть оснащены передними и задними габаритными огнями, а также отражателями, и, что не менее важно, тормозной системой и звуковой сигнализацией. Штрафы за нарушение (отсутствие этих характеристик) — от €11 до €35, а за езду по тротуару — штраф до €135.

 

Италия. Похожая практика действует в Италии. Для того, чтобы проехаться на электросамокате надо быть старше 14 лет, а до 18 лет обязательно быть в шлеме. Скорость электросамокатов ограничена 25 км / час в местах, где разрешено движение велосипедов, в пешеходных зонах — всего до 6 км /час.

 

Бельгия. Тут на электросамокатах можно ездить по дорогам общего пользования, но и тут действует ограничение скорости до 25 км / час. Такое же ограничение по скорости действует в Испании, но там ещё надо иметь страховку для движения на этом виде транспорта.

 

Германия. В 2019 году движение на электрических скутерах было разрешено, но число противников такого шага увеличивается с каждым днем. Ездить можно только по велодорожкам, в случае их отсутствия — по дорогам; по тротуарам — строго запрещено. Против электросамокатов выступили одним фронтом представитель Федеральной ассоциации касс медицинского страхования и глава Берлинского союза лиц с ограниченными возможностями. Первый приводит статистику увеличения числа тяжелых травм и даже случаев со смертельным исходом.

 

Одной из самых главных проблем стало употребление алкоголя и наркотиков участниками дорожного движения. «Самокатчики» под кайфом или в состоянии алкогольного опьянения грозят получить огромный штраф, к примеру, в Испании он варьируется от €500 до 1 000, хотя максимальную санкцию применяют не часто.

 

Великобритания. Наверное, это лучший пример, как делать не стоит с точки зрения законодательства. У британцев есть тысячелетняя история не кодифицированного права, что создает определенные проблемы. Специального закона, регулирующего работу транспортных средств с электроприводом, не существует, поэтому они подпадают под те же законы, что и все автомобили. 

 

В настоящее время ездить по дорогам общего пользования на электросамокате в Соединенном Королевстве запрещено, нарушителям грозит штраф до £1 000. Передвижение возможно только если личный электрический транспорт зарегистрирован как автомобиль, водитель имеет права и страховку. Но если территория — частное владение, то можно ездить и без прав и регистрации. В общем, в Великобритании с 2018 года существует тестовый, переходный период, после окончания которого (ориентировочно в конце 2021 года) будет подготовлен новый закон, который и будет регулировать владение и передвижение электрическими самокатами и прочей подобной техникой.

 

Инфографика с тем, где можно передвигаться на том или ином виде транспорта

 

У нас часто приводят Сингапур в пример, как максимально современное и развитое государство. Так вот в Сингапуре полный запрет на передвижение на электросамокатах по дорогам общего пользования и тротуарам. Кто не соблюдает правила, тот карается штрафом до 2 000 сингапурских долларов (₴41 500) или отправляется в тюрьму на три месяца.

 

 

Одесский кейс

А что же в Одессе? Число инцидентов с электротранспортом увеличивается, число комментариев в социальных сетях растет еще быстрее, но четкого понимания как решить данную ситуации пока нет.

 

Не так давно на Трассе здоровья около 500 человек, использовавших электротранспорт, были предупреждены или остановлены муниципальной охраной. Трассу здоровья позиционируют как место для прогулок, бега и велосипедистов.

 

Ситуация на сегодня: городские власти 27 мая опубликовали Проект Схемы зонирования мест расположения электросамокатов и других индивидуальных электрических средств передвижения в объектах благоустройства. Проект обещают разработать в течении двух месяцев, а пока что парковать электросамокаты запретят в следующих местах: парках, скверах, бульварах, улицах, переулках, проездах, дорогах, площадях, набережных, придомовых территориях, пляжах, кладбищах, не территории рекреационных, оздоровительных, учебных, спортивных и историко-культурные объектах.

 

Компании, которые предоставляют электросамокаты в аренду согласились снизить скорость с 25 км / час до 20 км / час, а в пешеходных зонах и того меньше — до 15 км / час.

 

В Украине еще в феврале 2020 года был зарегистрирован законопроект №3023, который должен был урегулировать использование персонального легкого электротранспорта в Украине. Он прошел комитеты и первое чтение, но принят так и не был. Если коротко, то парламентарии хотят вынести владельцев личного электротранспорта на велодорожки, а при их отсутствии — на проезжую часть; запретить возить пассажиров и пользоваться средствами связи во время движения, держа их в руке.

 

Пока власти на государственном уровне не смогли урегулировать вопрос с личными электрическими средствами передвижения. На уровне городов мы видим попытки административным путем «надавить» на компании, предоставляющие услуги проката, с тем, чтобы программным способом ограничить скорость транспортных средств или физически закрыть часть городского пространства для электроскутеров, электросамокатов и прочих.

 

В настоящее время сетка аренды электросамокатов сосредоточена в крупных городах, таких как Киев, Одесса, Львов, Харьков и Днепр. Но с ветерком прокатить от центра до самых, до окраин не получится. Часто программа ограничивает зону пользования арендованными электросамокатами.

 

 

Мнения экспертов

Мы обратились к архитекторам-градостроителям, которые не понаслышке знают о проблемах транспортной инфраструктуры Одессы, с тем, чтобы они прокомментировали сложившуюся ситуацию.

 

Урбанисты и велосипедисты лет десять кричат, что городу нужна велоинфраструктура. И вот когда резко возросло количество пользователей, город к этому оказался банально не готов. А в сознании городской администрации, если город к чему-то не готов, то надо это запретить,

 

— считает архитектор-градостроитель Максим Васалатий.

 

Почему речь идет о велодорожках? Потому что во многих странах поток пешеходов, автомобилей и велосипедистов разделен и каждый имеет свою полосу для движения. Логично, чтобы индивидуальный электротранспорт был включен в зону велосипедных дорожек.

 

Электросамокат принципиально не отличается от велосипеда. Необходимы велодорожки и ограничение скорости в пешеходных зонах с преимуществом пешехода. Стоит провести просветительскую кампанию и рассчитывать на самоконтроль водителя самоката и штрафы,

 

— уверен архитектор-градостроитель Николай Чепелев.

 

Ситуация с велодорожками в Одессе общеизвестна: их почти нет; есть Трасса здоровья, часть велосипедного маршрута сосредоточена по улице Ольгиевской и бульвару Жванецкого, разметка для велосипедистов была нанесена на ул. Краснова. В общем, в Одессе немногим больше 4,3 км велодорожек, в том же Львове их ок. 120 км, хотя обещали 268 км. до 2020 года. Всего же в Одесской области планируют создать 405 км. велодорожек, что обойдется в 710 млн. В Киеве строительство полноценной постоянной вело инфраструктуры оценивают в сумму 8 млрд.

 

Для участников дорожного движения, которые любят «гонять», нужно ставить знаки по ограничению скорости, полиция должна их штрафовать. Можно использовать и ограничители скорости по типу «лежачих полицейских». Но на сегодняшнем этапе программирование самокатов на ограничение скорости — оптимальный вариант,

 

— уверен Николай Чепелев.

 

Максим Васалатий видит в индивидуальном электротранспорте с одной стороны вызов для городских служб, с другой стороны — это потенциал для стимулирования экономики и улучшения качества жизни с точки зрения экологии.

 

Для городской инфраструктуры, в которой нет комфортного и безопасного общественного транспорта, критически важно иметь такой мобильный и доступный альтернативный транспорт. Ведь пользователь самоката, велосипеда разгружает дороги и не загрязняет город. При этом сравним с пешеходом — получает доступ ко всей городской жизни, генерируя экономику (может спонтанно купить кофе или булочки, что автомобилисту или пассажиру общественного транспорта сделать невозможно). Оптимальное решение — это создание инфраструктуры для частного электрического вида транспорта. Сегодня это велосипеды, самокаты, моноколеса и гироборды. Завтра появятся что-то более технологичное и все они должны перемещаться по готовой инфраструктуре, а не по разбитым тротуарам, получая угрозы от автомобилистов и угрожая прохожим,

 

— продолжает Максим Васалатий.

 

 

Прокат в Одессе

Сейчас на одесском рынке действует сразу несколько операторов, которые предоставляют услуги аренды электросамокатов. В прошлом году в Одессе открыли автоматизированный прокат электросамокатов Kiwi, в этом году в городе появился оператор Bolt, который активно продвигает электротранспорт в странах Балтии, Германии, Польше, Португалии и Чехии, а также имеет представительства от Ирака до Уганды и от Мексики до Шри-Ланки. Также можно отметить прокат Jet и локального игрока — Цитрус, который уже несколько лет предоставляет услугу аренды индивидуального электротранспорта.