Об Одессе, моржевании и Джентльмен-шоу: интервью с Олегом Филимоновым

26 Июл 2018

Еще вчера я сидел на диване и смотрел Джентльмен-Шоу, а уже сегодня, всего лишь написав личное сообщение Олегу Филимонову в социальной сети, имею возможность пообщаться с ним обо всем на свете. 21 век: интернет технологии, глобализация, кинокомиксы, однако некоторые вопросы все еще тянут в прошлое. Об этом самом прошлом, настоящем и будущем вы узнаете в последующие 15 минут вашей жизни:

 

 

Олег Николаевич, как проходит ваш обычный день?

Я просыпаюсь не очень рано, потому что засыпаю поздно. Еду на фитнес, плаваю, раньше играл в теннис достаточно плотно, сейчас уже, конечно, нет. На это уходит примерно полтора часа. После, если нет репетиций или чего-то срочного, я люблю ходить на море и купаться. Море для меня - особое удовольствие. Я даже моржевал еще 8 лет назад, но сейчас здоровье не позволяет.  В молодости когда писал диссертацию, сбил себе график день-ночь. Мы тогда жили в коммуналке, у нас был маленький ребенок, поэтому писал по ночам - так и сбил сон. Мне товарищ посоветовал купаться зимой, и я начал с августа 1980 года и продолжил это делать последующие 30 лет. Затем я еду в офис - у нас продакшн-центр, которому уже 25 лет. Раньше мы делали телевизионные программы, я выступал продюсером, а в “Джентльмен шоу”, которое продержалось 16 лет в еженедельном режиме, был еще и одним из героев программы. Сперва программа выходила на российском ТВ, потом 10 лет на Интере. Сейчас у меня офисная работа - мы делаем спектакли, в которых я играю, и продюсирую - в основном, достаю деньги для производства. После работы я еду домой и обедаю. Я - гурман, могу о себе так сказать, который любит обедать дома - моя жена очень хорошо готовит, ну и я могу сам себе тоже приготовить. Дальше у меня образуется свободное время - я читаю, смотрю кино. Как заканчивается день - ну сейчас был футбол, Уимблдон (теннисный турнир), у меня есть внуки, и я с ними общаюсь, гуляем с женой, иногда ходим в театр или в кино, в ресторан.

 

Из последнего, что вы читали и смотрели, что вам понравилось?

В последнее время я подсел на британские сериалы. Сейчас смотрю “Заточенные кепки” (“Острые козырьки”) - любопытная штука. До этого посмотрел много с Дэвидом Теннантом. Он - очень хороший британский актер, который, например, сыграл в сильном сериале “Муж жены политика”. Последняя книга, которую я прочел, была написана моим товарищем Сережей Рядченко, - “Суббота для человека”. Я под большим впечатлением, честно говоря. А вообще, я в этом плане всеядный - читаю много в поездках, закачиваю в покетбук и читаю.

Как реагируют люди на улице, молодежь узнает?
Вы знаете, для меня это странно, потому что молодежь узнает. Не все, конечно, не так, как было допустим 7-8 лет назад, когда было невозможно идти по улице, но подходят, фотографируются, берут автографы абсолютно разные люди. Смешно и приятно, когда подходит молодая девушка и говорит: “а можно с вами сфотографироваться, моя бабушка очень вас любит”.


Сейчас очень популярен стендап в Украине, следите ли вы за ним, знаете ли какие-то имена?

Знаете, специально не слежу, но знаю многих стендаперов лично, потому что они - это выходцы из КВН. Например, знаю Гарика Мартиросяна, Светлакова. Мы выступали вместе на каких-то мероприятиях, и они относятся ко мне с пиететом. Наших знаю хуже, но если попадается что-то на ТВ то, конечно, смотрю. Интересно, о чем сейчас шутят, сам жанр интересный. Мы недавно сделали спектакль-стендап - для меня это новый вызов.


Как закрывалось “Джентльмен шоу”?

Закрывалась программа немного странновато. Началась тотальная украинизация эфира, меня вызвали на телеканал Интер, и ген. продюсер, с которым я в очень хороших приятельских отношениях, Влад Ряшин, сказал мне мол: “Олег, тут такая ситуация, нас поддушивают по этому поводу. У вас хорошая программа, нет претензий к рейтингу или к доле. Но нельзя ли все тоже самое, но на украинском языке?”. Я сказал, что нельзя по причине того, что это Клуб одесских джентльменов, а Одесса в общем-то  - русскоязычный город. Я отношусь к языковой теме очень деликатно, но работать в юмористическом жанре на ТВ достаточно сложно, если ты не носитель языка.


Где вы брали столько анекдотов?

Ха! Вы знаете, это наше ноу-хау - мы анекдоты писали сами, причем из 10 (потом было 5)  мы писали 9, а это колоссальный труд на самом деле. Придумать анекдот - высший пилотаж. Я считаю, что авторы с которыми я проработал всю жизнь, делали очень тяжелую работу, придумывая их столько. К сожалению, одного из них уже нет, Игоря Миняйло, который, кстати, был автором самых лучших анекдотов. На первом месте всегда шел народный, потому что никто лучше народа не может придумать. Его мы экранизировали, и я играл все роли.


Часто ли вы слышите шутки про белый шарф?

Несомненно. Вы понимаете, когда-то это было визитной карточкой вообще. Дети в детских садах и школах выходили, одетые в джентльменов, на линейки и шутили - нас пародировали, копировали всевозможным образом, - все это было и в головах, и на языках. Да и сама идея джентльменства - белый шарф, трубка, костюм - это ж красиво.

Какой, по вашему мнению, лучший спектакль, в котором вы принимали участие? Когда в следующий раз вас можно будет увидеть на сцене?

Мне сложно об этом говорить, потому что я люблю все, в которых принимал участие, без исключения. Самый первый спектакль был, пожалуй, для меня, особенным - я впервые вышел на сцену, как драматический актер. Только когда я начал репетировать, а репетировали мы много, почти 3 месяца, я понял, насколько тяжел труд драматического актера. ТВ, кино, эстрада - это другая профессия, абсолютно. Мне не страшно было вести передачи и держать концерт на стадионе “Дружба”, где был аншлаг, 18 тысяч человек, а тут (в театре) ты выходишь на сцену, в зале 900-1000 человек, и ты мокрый. Все происходит по-другому - люди реагируют на все, ты один на один с залом, нет возможности сделать дубль. На ТВ или в кино можно все переписать, камеру поставить иначе, изменить ракурс, снять другим планом и т.д. А в театре ты вышел на сцену и все - должен все отдать,чтобы зрители смеялись или плакали. Я горжусь тем, что на наших спектаклях зрители смеются и плачут. Как говорил Шекспир, это главная задача театра, и у нас она достигнута.

 

Следующий раз Олега Филимонова можно увидеть на сцене Филармонии, 6 августа, как участника концерта «Легенды одесского юмора». Компанию ему составят братья Шумахеры и Ян Левинзон.


За последний год было много информационных волн по застройке Зелёного театра, Летнего, Дворца моряков. Скажите, следите ли вы за жизнью города?

Вы знаете, я за этим слежу и считаю, что это ужасно. Я не ретроград, понимаю за новое, бывал во многих странах мира. Я видел, как вписаны некоторые новые вещи, особенно в Лондоне, в старом городе. Оно все сделано разумно, с любовью к людям и к жизни. То, что у нас сейчас происходит - это абсолютная беда. Одессу усредняют, а Одесса не может быть средней. Она всегда была удивительным городом, с момента ее основания, когда Екатерина подписала указ. Город всегда развивался по определенным законам. Здесь, как в Америке, melting pot (плавильный котел), в котором все плавилось, и по итогу вышла американская нация. Одесса была аналогом того же самого, только маленькая. Сюда съезжались со всего мира: предприниматели, авантюристы, художники... Пушкин, в конце концов. Блестящие архитекторы: Боффо, Прохаска, Фраполли... Здесь было уникальное сочетание таланта, ума, гениального предвидения, что в Одессе должен быть порт. Все это вместе давало удивительный результат. Предприимчивые люди, которые сюда приехали: греки, итальянцы, французы, украинцы, русские, евреи, - они построили этот город. И вот так безжалостно его уничтожать, просто взять и угробить. Я имею в виду центральную часть, которая вполне могла быть признана ЮНЕСКО мировым наследием.

Почему, как вы думаете, известные одесситы слабо выражают гражданскую позицию?
Я свое мнение, честно говоря, не прячу. Я из принципиальных соображений не принимаю участие в публичных акциях, чтобы не спекулировали этим. Я отношусь к категории неких ЛОМов - выражаю свое мнение у себя на странице в фейсбуке, не скрываю его, всегда отражаю в интервью. Если я не уехал до 66 лет из этого города, то я уже никуда не денусь, я здесь и умру. Здесь прошла моя юность. Я помню одесские пляжи, в том числе Дельфин, когда хозяйки стирали глиной ковры и сушили на скалах. Я застал еще это время, понимаете. Застал холеру в Одессе, когда город стал необычайно чистым - его мыли и драили. На каждому углу стояли бочки с вином Ркацители по 18 копеек за стакан (и на 2 копейки еще конфетку давали), потому что холера в кислой среде погибает. Можно было пить вино с утра до ночи за 20 копеек за стакан, и я это все хорошо помню. Помню разную Одессу. Помню страшный ураган, когда все обледенело. Я был тогда в армии, и мы патрулировали Дерибасовскую на БТР-х, чтобы мародерства не было, 74 год. Я с этим городом. Люблю Уютную, Отрадную, где жил Паустовский, где жил Катаев, Вера Инбер, где создавалась литературная Одесса, и для меня это абсолютно не пустой звук. Конечно, есть, может быть, люди, которую любят Одессу больше, чем я, и делают для нее больше, но считаю, что я для Одессы, как некое лицо этого города, за последние лет 20 тоже немало сделал. Где бы я ни был за границей с концертами, я популяризировал этот город, говорил, что сюда надо приехать, здесь надо походить пешком не торопясь, надо съесть одесскую камбалу, закусить хорошей помидорой микадо. Все это я рассказывал людям. И то, что ее гробят, для меня это удар под дых.


Вы любите отдыхать на море и наверняка знаете, что происходит с пляжами. Что делать?

Это же два главных вопроса в русской литературе - что делать и кто виноват. На них у меня нет ответа. Надо посмотреть, как это делается в остальном мире и сделать также. Например, в Испании существуют муниципальные пляжи, и никто не думает на этих пляжах ничего возводить. Там только песок, зонтики, рядом на прибрежной полосе какие-то кафешки. Поблизости муниципальные парковки, на которые ты заезжаешь совершенно бесплатно, и никто не придумывает взять с тебя 40 грн или 2 евро. Никто не строит дома, как на моей любимой 12й станции, где они как больные зубы торчат и закрывают панораму на море. Человеку, который это разрешил, оторвал бы все на свете. Люди приехали отдыхать, они здесь живут или выросли. Как можно взять и запретить им приезжать на море?! Вот из всех пляжей в моем районе осталось два: один маленький совсем, куда можно прийти положить подстилку и полежать, а второй побольше, но, видимо, городское начальство сказало оставить его в покое, и там даже можно поиграть в волейбол. Все остальное - арендованное.

Я читал в вашем интервью, что вы хотите открыть ресторан. На каком этапе реализации эта идея?

Это мечта. Я как-то был у товарища в гостях в LA, и он готовил. Потом он был у меня в гостях, и готовил уже я. Нам так понравилось то, что мы ели друг у друга, что он сказал: “Филимонов, вот как ты относишься к такому делу (открыть ресторан)”? Когда-нибудь, когда я выйду на пенсию окончательно, не смогу гастролировать, заниматься театром, я бы открыл небольшое заведение “У Алика” или у “Алика Соловья”. Там бы мы готовили, а вечером я бы еще пел, играл на клавишах или на гитаре, рассказывал какие-то байки. Ресторан должен быть маленьким, на столиков 6, без огромного меню. Сегодня я приготовил суп харчо или битки из тюльки, а он - мясо на гриле.  Есть хорошее вино, одесская водочка (самогонка), приятное общение - приходят люди, наши друзья, в основном, и неважно сколько они заплатят денег, важно чтобы атмосфера была. Я ресторанный бизнес достаточно неплохо знаю - у меня был когда-то летний ресторан рядом с Воронцовским дворцом, который назывался “Милорд”, и он был весьма успешным.


3 лучших ресторана в Одессе.

На первом месте с большим отрывом идет заведение Dizyngoff. Объясню почему - очень правильно сделанный ресторан: превосходная кухня, нетрадиционная, в которой присутствуют определенные изыски. Я знаю хозяйку, она училась в Париже, закончила там высшее заведение по кулинарному делу. Здесь важно сочетание 3 моментов, которые для любого ресторана обязательны - is a must: локейшн, кухня и персонал, конечно, а также ценовая политика. Вот здесь все это сбалансировано идеально. Я раз в неделю хожу в Dizyngoff, беру жену, внука или друзей, когда они приезжают. Это number one.

 

Следующий ресторан, который очень хорошо сделан, с блестящей кухней - это Fratelli. Он очень правильный опять-таки, но дорогой. Здесь ты можешь получить удовольствие от еды, интерьера, дворика. На любой вкус и кошелек чуть выше среднего рекомендую этот ресторан.

 

Еще мне нравится ресторан Grand Prix на Бунина. В первую очередь, тем, что он достаточно давно существует и все время держит определенный уровень качества еды. Я там часто бывал раньше, сейчас реже, но вот если захочу съесть пасту с белыми грибами, то иду туда, не в итальянские штуки какие-то, а туда. И каждый раз она хороша.

 

Еще, если можно и о четвертом заведении, то мне очень нравится Jardin. Правильно сделан с упором на рыбное меню, устрицы, опять-таки гениальный локейшн. Если у тебя есть возможность и желание, то ты приходишь, берешь бутылку белого вина, устрицы, карпаччо из рыбы - идеально.

Последний вопрос, Одесса - все еще особенная?

Это тяжелый вопрос для меня. Нет, конечно, не такая, как была. Чем вообще достопримечательна Одесса? Людьми! Главное богатство - это не море, которое рядом, не потрясающая архитектура, которая каким-то образом еще осталась в центре, а люди. И, к сожалению, они уезжают. Уехало огромное количество людей из Одессы, на их место пришли другие. Я не говорю, что они плохие, большинство из них нормальные, но они не одесситы, у них нет любви к городу до колик в животе. И еще, к сожалению, институт двора ушел. У меня был двор на Молдаванке - про него романы можно писать, про людей из этого двора. Это было потрясающе интересно, смешно, грустно и все что угодно. Конечно, такие люди есть еще, но, как омуль в Байкале, они - эндемики, которые только в своей среде живут, и их больше нигде не видно.


Блиц:

Баклажан или синенькие?
Синенькие

Купер или Либкин?
Либкин

Капучино или Флэт уайт?
Капучино

Привоз или Городской рынок еды?
Привоз

Мстители или Неуловимые мстители?
Неуловимые мстители))

Олег Николаевич, еще раз спасибо за интервью!

 

_

Игорь Неровный

 

Подписывайтесь на наш telegram канал, чтобы первыми узнавать новости о культурной, ресторанной и фестивальной жизни Одессы - ссылочка.