Девятый ОМКФ закончился, а в голове все еще периодически всплывают кадры из «Человеческого потока» Ай ВэйВэя, саундтрек из «Экстаза» Гаспара Ноэ и долгие аплодисменты зала после просмотра «Не волнуйся, он далеко не уйдет» Гаса Ван Сента. Все это субъективная выборка, конечно. Чтобы немного расширить границы впечатлений от увиденного и услышанного, команда Followers решила воссоздать одну из самых увлекательных сторон кинофестиваля – обмен мнениями в перерывах между фильмами. Итак, разговор, основанный на реальных событиях, по мотивам множества приятных и интересных кинофестивальных бесед.

В главных ролях:

Игорь Рябчук – режиссер, который ценит жизнеутверждающие концовки фильмов и частенько не соглашается с мнением жюри

Юля Маликова – фильммейкер, в прошлом кинокритик и кинокиса, которая доверяет трейлерам и любит нестандартные комедии

Игорь Окс – кинолюбитель, шоумен и ведущий, который знает, где лучшие места в зале Фестивального дворца, но никому не скажет

Чем для вас 9-й ОМКФ отличался от предыдущих?

 

Игорь Рябчук: В этом году количество фильмов, с которых я ушел, было рекордно низким. Объясняю это либо возрастом, либо все же действительно более удачной подборкой.

Юля Маликова: Тем, что я и мое окружение как-то спокойнее стали к нему относиться. Еще появилась электронная система заказа билетов, и можно было взять нужные заранее и не стоять в очередях.

Игорь Окс: Во-первых, на 9-м фестивале были фильмы, которых не было на 8-м. Во-вторых, появилась новая, на мой взгляд, более удобная билетная система. Она практически нивелировала ту проблему, которая была в прошлом году, когда приоритет при запуске в зал давался людям с купленными билетами, а не с абонементами. В этом году, вне зависимости от того, был у тебя абонемент или нет, ты заходил на сайт и в онлайн режиме покупал билет - это очень удобно. Что касается программы, то я уже на протяжении нескольких лет в конце фестиваля делаю собственный список и включаю в него фильмы, которые произвели на меня наибольшее впечатление. В этом году мне удалось вынести в свой топ достаточно большое количество фильмов - четырнадцать. Для сравнения, в прошлом было пятнадцать, хотя я в этом году посмотрел на два фильма меньше (двадцать шесть против двадцати четырех). В целом, есть ощущение, что участники международного конкурса в 2018-м слабее, чем в 2017-м. При этом, классные гала-премьеры, отличные фильмы в секции фестиваль фестивалей и специальные показы – тут все здорово.


Есть ли у вас какие-то кинофестивальные ритуалы? Например, кофе на фуд-корте перед вечерним сеансом, встреча рассвета на вечеринке после закрытия кинофестиваля, любимые места в кинозале или что-то подобное.

Игорь Рябчук: Есть места, на которых мы всегда сидим, когда идем смотреть кино в Фестивальном дворце - зона, которая обычно остается для last minute, на третьем этаже. Мне там комфортнее всего.

Юля Маликова: Из года в год моим самым любимым местом остается центр первого ряда балкона в Музкомедии. Там можно облокотиться на бортик и даже слегка прилечь. Экран похож на большой телевизор и ракурс прямой. Эту привязанность разделяют мои друзья-киношники — наверху обычно собирается отличная тусовка.

Игорь Окс: Самый главный и самый первый ритуал – составление расписания. Это всегда тщательная работа. Раньше (в первые годы ОМКФ) я ориентировался на чьи-то рекомендации, но на сегодняшний день я уже сам в состоянии составить себе программу тех фильмов, которые мне интересны в силу самых разных причин. Я прям сажусь, смотрю, что, в какой день, когда, выбираю, расставляю, переставляю, меняю местами... Вот это самая главная ритуальная вещь. Кроме того, да, у меня уже выработалась опытным путем четко любимая зона, в которой я люблю смотреть кино. Не скажу, где она - ищите меня в зале глазами!


Как обычно принимаете решение, идти или не идти на тот или иной фильм во время кинофестиваля? Смотрите трейлеры, читаете описание, изучаете актерский состав или состав съемочной группы, слушаете советы друзей?

 

Игорь Рябчук: Прежде всего, я ходил на конкурсную программу, потому что там я могу высказать свое мнение при помощи голосования. Плюс, я посмотрел гала-премьеры и короткий метр. Остальное — уже по описанию и трейлерам.

Юля Маликова: Мой путь — поиск и просмотр трейлеров. Начинаю с гала-премьер, дальше фестиваль фестивалей, фильм открытия, фильм закрытия, международный конкурс и так далее. Даже синопсисы не всегда читаю, потому что, во-первых, они часто слишком раскрывают сюжет, а во-вторых, из трейлеров можно яснее представить, какая будет визуальность, темп, актерская игра. Многие мои друзья смотрят все подряд и часто выходят из зала разочарованные. Хотя в большинстве случаев трейлеры бы их не обманули, в отличие от чьих-то отзывов. Есть смысл прислушиваться к чьему-то мнению, если у вас с этим человеком полностью совпадают вкусы, или он уже открывал вам что-то новое в кино. Не слушаю ничьи советы, потому что только я знаю, что мне лучше. Благодаря трейлерам и интуиции посмотрела четырнадцать прекрасных фильмов, некоторые из них были просто потрясающими.

Игорь Окс: В первую очередь, я свое внимание обращаю на международный конкурс и фильмы, которые в нем представлены. Из двенадцати конкурсных фильмов у меня выходит посмотреть десять-одиннадцать. Что смотреть или не смотреть я выбираю по описанию - если вижу тему, к которой ну я точно знаю, что буду равнодушен, что она меня не затронет, даже если сделана хорошо, то такой фильм я не пойду смотреть. С одной стороны, международный конкурс – это определенная лотерея, и там бывают частенько фильмы, которые не удается досмотреть до конца, так как по ходу понимаешь, что это не твой фильм. С другой стороны, в конкурсной программе могут попасться очень классные ленты, которые ты потом нигде не посмотришь: ни в Интернете, ни в прокате, - его покажут только на фестивале и все. Дальше, я, конечно же, смотрю на секцию фестиваль фестивалей, потому что в ней часто - участники и призеры таких международных форумов, как Каннский, Берлинский, Венецианский фестивали и другие. Это всегда очень интересно. Ну и гала-премьеры – тоже любимая тема. В этой секции, разумеется, смотрю на режиссеров, на актеров, хотя и это тоже не всегда 100% гарантия, что фильм «зайдет».


Ваша оценка конкурсной программы этого года. Насколько ваше мнение разошлось с мнением жюри?

 

Игорь Рябчук: Это уже почти показательно, но фильмы которые выиграли по мнению жюри (международная конкурсная и короткий метр) - единственные фильмы из этой программы, с которых я ушел.

Юля Маликова: Посмотрела четыре фильм из конкурса, и мне они очень понравились. Меня поразил фильм про колумбийский нарко-клан  «Птицы прохода» (Birds of Passage) от режиссеров  «Объятия змея» (Embrace of the Serpent), который был в программе пару лет назад. Новый фильм — яркий аутентичный вестерн с пронзительной драмой. Было ощущение, что он слишком сильный для конкурса, а тем не менее не получил наград. Очень понравился фильм «Девушка» (Girl) о парне, который пытается сменить пол и стать балериной. Сильнейшая актерская игра и интересный подход к теме. Мне также очень понравилась американское инди про копа «Дорога грома» (Thunder Road). Обожаю комедии, когда нельзя смеяться из-за того,что это грустно и неприлично, но и сдержаться невозможно. Режиссер снялся в главной роли, он - отличный комик, и фильм выигрывает благодаря его движениям и мимике. И посмотрела гран-при – «Хрусталь» (Crystal Swan), он меня повеселил, понравилась стилистика и исполнительница главной роли.

Игорь Окс: Как я уже говорил, мне кажется, что международный конкурс слабее в этом году, чем в предыдущем. Что касается оценок, то мое мнение в этом году разошлось полностью с мнением жюри. Я могу предполагать, почему лучшим фильмом был выбран именно греческий «Жалость» (Pity). Жюри состоит из профессионалов кино, а я профессионалом кино не являюсь. Я себя называю кинолюбителем, в том плане, что я очень люблю кино и смотрю его много. Я реагирую в фильме не на то, насколько профессионально и высокохудожественно он сделан, а на то, как во мне, как зрителе, отозвалась эта история и на то, как она была сделана и подана. Я посмотрел «Жалость» (Pity) до конца - концовка была довольно-таки неожиданной. Герой играл невероятно убедительно, - тут все хорошо. Но когда после просмотра я задал себе вопрос «Зачем мне нужна была в жизни эта история, история этого человека?», понял, что она мне не была нужна, и я спокойно бы жил себе дальше, если бы я ее не увидел и ничего бы о ней не узнал. Это не та история, которую мне захочется пересказать людям, детям, передать потомкам. Наверняка, фильм будет интересен тем, кто профессионально занимается психологией, психоанализом и психиатрией, потому что он основан на реальном клиническом случае. Что же касается приза гран-при, то тут, пожалуй, я соглашусь, но это выбор не жюри, а зрителей. Гран-при взял один из четырех фильмов, которые, на мой взгляд, были самыми сильными в программе. Я все ждал катарсиса и поэтому «5ку» в конкурсной программе не поставил никому, а вот фильмам «Хрусталь» (Crystal Swan), «Птицы прохода» (Birds of Passage), «Девушка» (Girl) и «Дорога грома» (Thunder Road) я поставил уверенную, хорошую «4ку». Соглашусь с жюри по поводу награды Тоне Ноябревой за лучшую режиссерскую работу в фильме «Герой моего времени» (Hero of my time). К сожалению, я не имел возможности сравнить ее работу с другими в национальном конкурсе, но фильм «Герой моего времени» (Hero of my time) я поставил в свой топ. Очень большая гордость берет от того, что кино сделано в Украине, украинским режиссером на украинские деньги (частично или даже полностью финансирование ГосКино Украины). Отличная работа, очень актуальная, в духе нашего времени.


Со скольки фильмов ушли в этом году и почему?

 

Игорь Рябчук: С четырех, кажется. Ухожу всегда по простой причине - скучно следить за героем, нет сопереживания.

Юля Маликова: С одного — «Три лица» (Three faces). Сомневалась из-за трейлера, но это был последний фестивальный день, хотелось побольше посмотреть. Думаю, я бы осилила, но это кино шло без перерыва сразу после «Экстаза» (Сlimax) Гаспара Ноэ. «Экстаз» явно надо было осмыслить, потому что его саундтрек играл в моей голове во время показа «Три лица» (Three faces), и из-за этого я никак не могла сконцентрироваться на субтитрах. В общем, я зашла и вышла, и на фуд-корте уже ждала своих друзей, которые тоже один за другим уходили с показа.

Игорь Окс: Ушел с порядка четырех фильмов - все они были участниками международной конкурсной программы. Еще было два или три фильма, которые я досмотрел до конца и очень сильно об этом пожалел. Я много лет, в принципе, смотрю кино и знаю, что если за первые 30-40 минут не случилось завязки, если ничто, из того, что происходило на экране, не зацепило, не вовлекло, не отозвалось во мне каким-то образом, то фильм не мой и не для меня. Он может быть плохо сделан или просто мне не близок, непонятен и неинтересен. Тут я руководствуюсь мыслью, высказанной Михаилом Михайловичем Жванецким о том, что неинтересную книжку нужно не дочитывать, а с неинтересного фильма – уходить. Вот если мне неинтересно, я поднимаюсь и ухожу.


Ваша 3-ка лучших фильмов этого кинофестиваля с небольшими комментариями к каждому.

 

Игорь Рябчук: Лучший, пожалуй,  «Не волнуйся, он далеко не уйдет» (Don't worry, he won't get far on foot) - прекрасный пример того, что даже в очень сложной ситуации есть свет в конце туннеля. Этого очень не хватает нашему кино. Следующий за ним для меня - «Жаркие летние ночи» (Hot summer nights), стильная интересная и в чем-то поучительная история. «Освобожденные» (The Trouble with You) - прекрасное закрытие фестиваля, легкое, ироничное и смешное, неожиданное и оставляющее отличное послевкусие и настроение после просмотра.

Юля Маликова: Первый — «Жаркие летние ночи» (Hot summer nights). В нем меня взволновало абсолютно все: и сильный сценарий, и удивительный закадровый текст, и актерская игра, и картинка. Просто супер история. По отзывам этот фильм чуть ли не всем понравился, так что могу смело советовать посмотреть его в прокате или на специальном показе в Зеленом театре. Второй — «Человек, который убил Дон Кихота» (The Man Who Killed Don Quixote). Любимый Терри Гиллиам меня очень порадовал — не зря потратил на это творение 25 лет. Это безумно смешной фильм! И третий…  это сложно, потому что лучших фильмов для меня было гораздо больше, чем три, но пусть будет — «Не волнуйся, он далеко не уйдет» (Don't worry, he won't get far on foot). Только в конце поняла, что это байопик, настолько талантливо скроена история о карикатуристе-алкоголике Джоне Каллахане. Часто из-за того, что режиссеры следуют исторической правде, биографии теряют силу повествования и не могут хорошенько зацепить. Но у Гаса Ван Сента вышло очень художественно и тонко - это верх мастерства.

Игорь Окс: В категорию «великолепно» или «три восклицательных знака» в мой топ попали три фильма. Первый - польский фильм «Холодная война» (Cold war) режиссера Павла Павликовского, который взял награду за лучшую режиссуру в Каннах в этом году. Я уже видел фильм «Ида» (Ida) этого же режиссера, который четыре или пять лет назад получил Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Второй фильм – это гала-премьера «Не волнуйся, он далеко не уйдет» (Don't worry, he won't get far on foot) Гаса Ван Сента с Хоакином Фениксом в главной роли. Третий - Гаспар Ноэ и его фильм «Экстаз» (Сlimax).


Расскажите, как прошел первый день после окончания фестиваля.

 

Игорь Рябчук: Восстанавливался на йоге и на море.

Юля Маликова: Закрыла фестиваль в Caleton, потанцевав под очень красивый сет The Penelopes. По опыту прошлых лет на следующий день я должна была много грустить, но получилось только порадоваться, что посмотрела классные фильмы, что делала перерывы между показами и много общалась с киноманами. Странно, но на 9-й раз обошлось без фестивальной ломки, не было этого привычного «умираю, где мои фильмы?! хочу в Музкомедию! пустите на фуд-корт!». Спокойно все прошло и закончилось, по-другому, и мне очень понравилось.

Игорь Окс: День после окончания кинофестиваля – день подведения итогов, когда я пишу свой резюмирующий пост, день попытки переосмыслить фильмы, которые посмотрел. Я старался смотреть три-четыре фильма в день, был в таком ритме восемь дней, набрал «форму». Это не самое простое дело, особенно если еще успевать переваривать и пересказывать увиденное. Поэтому, что действительно присутствует в первый день после окончания кинофестиваля, так это ощущение хоть и легонькой, но пустоты.

_
Юля Молдавская

 


Также вы можете узнать о том, как создавалась сеть кафе «Штрудель», и что иностранец думает об Одессе, проживя здесь почти 8 лет! Ну и, конечно, прочитайте первыми интервью с Олегом Филимоновым.