погода
Погода в Одессе
cover

Католическая Одесса: штрихи к Рождеству

24 Дек 2020

25 декабря христиане отмечают Рождество. Часто можно встретить наименование «католическое Рождество», что не соответствует действительности. Причина в различных датах — календарь. Часть православных церквей использует для литургических целей юлианский календарь, соответственно Рождество выпадает на 7 января. Католическая, протестантские церкви, а также целый ряд православных — Болгарская, Константинопольская, Элладская — 25 декабря.

Сердце католической Одессы 

 

Мы решили вспомнить по такому случаю о формировании и роли католической Одессы в истории развития нашего города.

 

Ранняя Одесса и католические переселенцы

 

В конце XVIII в. на службу Российской империи становились многочисленные авантюристы и искатели приключений, эмигранты из революционной Франции и просто специалисты, которые хотели применить свои качества в новых землях Северного Причерноморья. Достаточно сказать, что первыми градоначальниками были католики: Иосиф Дерибас (испанского-шотландского происхождения), дюк де Ришелье (француз), Александр Ланжерон (француз).

Вид на католический собор на ул. Екатерининской

 

В книге внучатого племянника Иосифа Дерибаса, одесского краеведа Александра Дерибаса, можно прочитать следующее: «все народности имели в Одессе свои храмы: православные, католический, греческий, лютеранский, караимскую кенассу, мусульмане — свою мечеть, раскольники — свои молельни, сектанты — свои собрания, масоны — свои ложи. И каждый народ свободно соблюдал свои обычаи и верования».

 

В 1803 году прибывают первые немецкие колонисты: «17 октября 1803 года поселены в окрестностях города, прибывшие из Германии колонисты, для которых было повелено купить землю у графа Викентия Потоцкого или у другого лица», — читаем в книге А. Орлова «Исторический очерк Одессы с 1794 по 1803 год».

 

Число поляков в ранней Одессе также было значительно: это были представители крупной землевладельческой знати, которые вели свои дела через одесский порт.

 

В преддверии Нового года вспомним первую елку, которая прошла в особняке Нарышкиной на ул. Софиевской. Александр Дерибас представлял гостей: Ришелье, Ланжерон, Потоцкий с авантюристкой-женой Софией, Сабанские, Бжозовские, владельцы первых одесских гостиниц барон Жан-Франсуа Рено и Шарль Сикард. Как видим, почти полностью французские и польские фамилии.

 

Первый католический храм построен в Одессе к 1805 году по проекту Франческо Фраполли. В середине XIX в. он был перестроен и сейчас мы видим величественное каменное здание Римско-католического кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы.

 

Одно перечисление архитекторов и администраторов, врачей и аптекарей, представителей свободных профессий и чиновников показывает, что облик Одессы во многом формировался именно его католической и протестантской общинами, которые имели свои общества, благотворительные организации и клубы.

 

Храм Св. Климента, на ул. Балковской, был уничтожен в 1936 году

 

Католическая Одесса: вчера и сегодня

 

Уже в середине XIX в. при католическом соборе была устроена богадельня и сиротский дом на 60 воспитанников. С увеличение числа прихожан к 1913 году в Одессе было уже три католических храма: собор на Екатерининской, храм Св. Климента на ул. Балковской (в настоящее время не существует, в 1936 году он был уничтожен, был огромен — более трех тысяч квадратных метров, рассчитанный на четыре тысячи прихожан), храм Св. Петра на ул. Гаванной (действующий в настоящее время храм).

 

Вид нового костела сразу после открытия, издание: Kalendarz Domu Polskiego w Odessie (1908)

 

В то время уже проводятся переписи населения, так что можно проследить динамику увеличения католического населения: в 1873 — 8 616 человек, в 1892 — 19 862 человек, в 1897 — 24 261 человек. В процентном соотношении число католиков (и «армяно-католиков», как их называли в то время) возросло за 25 лет с 4,45% до 6% от общего населения Одессы. Это была третья по численности населения группа после православных (55.93% на 1897 г.) и иудеев (34,41% на 1897 г.).

 

Также в Одессе был высокий процент иностранных подданных. По данным переписи 1897 года число австро-венгерских подданных составляло 3 435 человек, а германских — 2 790 человек, немало было итальянцев (937 человек) и французов (830 человек), а также 302 швейцарца.

 

Первый лист Устава католического благотворительного общества в Одессе (1882)

 

В городе действовало Приходское благотворительное общество при Римско-Католической церкви в г. Одессе. Его устав был принят в 1882 году. В числе целей записаны: выдача продовольствия, отопления и одежды натурой; единовременные периодические денежные пособия; поиск работы; помещение стариков обоего пола в приюты и другие благотворительные учреждения; помещение детей на средства общества в школы и приюты.

 

Интернат для девочек и мальчиков, филиал парафиальной школы

 

Членом общества мог стать каждый без разделения пола и возраста, участники делились на почетных и действительных, первые уплачивали единовременно не менее ста рублей, вторые — не менее шести рублей каждый год.

 

Путеводитель по Одессе (1901) так характеризует эту громаду: «общество содержит дневной приют, детскую столовую и временный приют для мальчиков, обучающихся ремеслам, а также выдает пособия хлебом, деньгами и проч.».

 

Зал общества Дом Польский на ул. Кузнечной, 1908 г.

 

Католическая жизнь в Одессе в начале XX в. все больше связана с историей польской общины. После революции 1905 года в Одессе появился целый ряд польских обществ и организаций. В сентябре 1906 года возникает «Дом Польский», клуб «Огонек» и «Лира». Польская Одесса переживает свой подъем. При обществах действовали любительские театры, была обширная библиотека. Несколько лет выходил Календарь Дома Польского в Одессе.

 

В период Первой мировой войны в Одессе обосновалось немало католиков, которые бежали от войны, число поляков, литовцев достигло своего максимума. Но уже в советское время принадлежность к той или иной национальности была небезопасной. Немцы в большинстве своем покинули родные колонии в предместьях Одессы в 1940 году, окончательно — в 1944 году.

 

В послевоенное время сохранял свою функцию только костел на ул. Гаванной. Остальные здания, принадлежащие католической общине были переоборудованы и не использовались долгое время по назначению. Только в самом начале 1990-х гг. католики Одессы (в основной своей массе поляки) снова получили возможность изучать язык, отправлять обряды и просто чувствовать себя полноправной частью многонациональной Одессы.