Notes on Space — так называется каталог выставки, который презентовали в Музее современного искусства Одессы. Проект проходит в рамках Odesa Photo Days.
Вирусные реальности внесли поправки в расписание фестиваля. Он состоялся онлайн. Но каталог экспозиции, доступной для просмотра по ссылке, выпущен на материальном носителе.
В рамках презентации состоялась дискуссия на тему пространства и сохранения культурного / исторического наследия. Спикерами выступили: профессорка кафедры философии ОНУ, кураторка проекта «Минуле / Майбутнє / Мистецтво» Оксана Довгополова, один из основателей проекта «Архитектура Одессы» Александр Левицкий. Модерировала Катерина Радченко — бессменный руководитель фотофестиваля.
Что сохранять и как
Пересказывать более чем часовую дискуссию нет никакой возможности, но на ключевых моментах мы все-таки остановимся. Оксана Довгополова в своей речи акцентировала внимание на различных подходах к определению «наследие / спадщина». Вопрос что сохранять стоит остро в городах, где культурный слой «потолще» одесского. В Одессе же чуть более двухсот лет культурного слоя и, что сохранять понятно. Вопрос стоит скорее: как сохранить (с изменениями или в форме консервации) и какие ресурсы для этого можно привлечь.
Оксана Довгополова, профессорка кафедры философии ОНУ, кураторка проекта «Минуле / Майбутнє / Мистецтво»
Понятие наследия — это относительно новое понятие. Оно возникло из нового философского определения города в 1980-е гг. Эта философия — про человеческие отношения,
— Оксана Довгополова
И фотография — метод сохранения наследия
Александр Левицкий — один из организаторов проекта «Архитектура Одессы» — поделился своим опытом уже 12-летнего сохранения исторического / архитектурного облика Одесса.
Александр Левицкий, со-основатель проекта «Архитектура Одессы»
По фотографиям, которые были сделаны в рамках проекта можно восстановить старые двери, увидеть аутентичные детали фасадов, которых нет, более того — части домов и даже кварталов уже нет. Последний пример работы проекты — успешный сбор средств на реставрацию рекламы 1914 года на фасаде здания на улице Льва Толстого.
Фотография — довольно простой способ вхождения в тему сохранности культурного наследия и взаимодействия с пространством. Сейчас каждый может сделать фото, но серьезная каталогизация — дело затратное и дорогостоящее, поэтому проекты по типу «Архитектуры Одессы» не особо хорошо приживаются в других городах, но есть и удачные кейсы: «Архитектура Николаева».
Учимся жить в пространстве эклектики
О чем проект и выставка? Это пять художников из пяти стран, которые переосмысливают тему пространства и частной собственности, пространства личного и «занятого», различие между бедными и богатыми районами в Бразилии.
Катерина Радченко, модераторка дискуссии
P.S. Каждый может стать соавтором виртуальной экспозиции, зайдя на сайт можно «подвигать» изображения, изменив их расположение и наложить одно на другое.
Фото: Станислав Кинка, Максим Финогеев