Советское искусство периода 1950-1970-х гг. незаслуженно находится в тени других периодов. Но в Одесском художественном музее решили подготовить масштабный выставочный проект, который получил название «Суровые и стильные». Работа над ним длилась около двух лет, на активные подготовительные мероприятия ушло порядка полугода.

 

13 марта 2020 года выставка была представлена зрителю, однако в тот же день музей закрыл свои двери для посетителей в связи с обострением ситуации с коронавирусом (COVID19) и принятыми в городе, области и по всей Украине карантинными мерами. Тем не менее, выставка будет доступна в видео формате на официальном канале, следите за обновлениями по ссылке.

 

 

Мы поддерживаем такие меры социальной изоляции и настоятельно призываем ограничить ваши контакты, тем более. Если вы хотите узнать больше о текущей ситуации в Одессе и принимаемых мерах, то подпишитесь на официальный Телеграм-канал, созданный городскими властями для информирования или почитайте наш объемный материал об этом заболевании.

 

 

Новый выставочный проект логически продолжает выставку «Эксгумация» (2018-2019), которая познакомила зрителя с искусством соцреализма из собрания Одесского художественного музея.

 

 «Эксгумация» завершалась своего рода выходом из соцреализма в «искусство оттепели», с его отказом от идеологических и эстетических догм сталинской эпохи. На смену им пришло так называемое «мелкотемье», реабилитация обычного и повседневного, дегероизация персонажа, что перестает быть атомарным носителем коллективного героизма и раскрывается через частные переживания, — читаем в синопсисе к выставке.

 

Переходным периодом стало искусство периода «оттепели» с его возвращением человеку «права на личное счастье», которое в предыдущий период было заменено изображением аскетичного «строителя идеального мира».

 

Термин «суровый стиль» был введен Александром Каменским, который стал доминирующим трендом в советском искусстве 1960-х годов.

 

В первом зале мы видим, как искусство «оттепели» переходит в «суровый стиль». Во втором зале представлен так называемый, «высокий суровый стиль». Далее идут натюрморты и текст поэмы Рождественского «Письмо в тридцатый век». В следующем зале представлены в основном пейзажи, портреты. В лазурном зале виден переход от «сурового стиля» до «андеграунда». Там работы тех, кто потом стал нонконформистами, — провел вводную лекцию директор музея, Александр Ройтбурд.

 

 

На выставке представлено около 200 полотен, скульптур; более половины представленных имен — это мастера одесской живописи. Часть работ представлена партнерами выставки — музейными учреждениями и частными коллекционерами.

 

Они сделали попытку нового прочтения колористической и поэтического наследия Южнорусской школы, а также опыта одесских «Независимых», о которых тогда знали очень мало. Ярче всех эти тенденции проявились в творчестве представленных на выставке Александра Ацманчук, Юрия Егорова, Вячеслава Токарева, Владимира Власова, Алексея Попова, Михаила Тодорова, а также их непосредственных последователей — Святослава Божия, Ореста Слешинского, Адольфа Лозы и других, — идется в описании выставки.

 

Исходя из художественных предпочтений одесских художников было выбрано соответствующее название выставочного проекта.

 

Больше о выставке и представленных работах можно узнать тут.

 

Работа выставки анонсирована до 22 мая 2020 года. В настоящее время посещение выставки перенесено на 4 апреля. За обновлениями следите тут

 

Станислав Кинка