погода
Погода в Одессе
cover

Одесский трамвай в годы оккупации: 7 фактов от Followers

19 Июл 2020

История одесского электрического трамвая насчитывает более ста лет. В 1920-1930-е гг. это был единственный вид городского транспорта (если не считать зарождающегося автобусного сообщения и отживающего конного). 

 

Телеграм-канал @FollowersOdessa — пульс города в твоем смартфоне. Подписывайся и будь в курсе всего самого интересного в Одессе!

 

Самым тяжелым периодом для одесского трамвая были годы румынской оккупации. Несмотря на все трудности времени, одесский трамвай продолжал функционировать. В нашей регулярной рубрике «7 фактов» мы расскажем о малоизвестных страницах из истории одесского трамвая.

 

 

Факт 1. Долгая история с 1882 года

26 апреля 1882 года в Одессе открыли первую линию парового трамвая. В общих чертах она осталась неизменной до наших дней. Это 18-й маршрут, который ведет на Большой Фонтан. Паровой трамвай в Одессе закрыли в 1913 году, но в годы гражданской войны его несколько раз возобновляли в связи с отсутствием электричества.

 

Электрический трамвай в Одессе появился позже. В 1908 году городская дума утвердила проект и к 1910 году запустили первую линию, которую приурочили к открытию знаменитой торгово-промышленной выставки. Хотя электрический трамвай в Люстдорфе, пригороде Одессы, появился несколько раньше.

 

Факт 2. Маршрутная сеть к началу войны

К 1920 году в связи с недостаточным производством электроэнергии, отсутствием запасных частей и попросту недостатком кадров, одесский трамвай практически прекратил работу. Восстановление началось в конце 1921 года. К середине 1920-х годов трамвайная сеть была восстановлена в довоенном объеме. К концу 1927 года в строю было до 300 различных вагонов, работало 32 маршрута общей протяженностью более 250 километров. Это был пик развития трамвайного сообщения в Одессе.

 

 

Факт 3. Военные будни

В период обороны Одессы (август—октябрь 1941 года) трамвай активно участвовал в доставке бойцов на передовую. Такой вагон «Одесса-фронт» расположен сейчас на территории Мемориала героической обороны Одессы 411-й батареи.

 

В период обороны Одессы, «кроме обычной эксплуатационной деятельности» трамвайщики выпускали части к минометам, сделали три бронированные машины и два броневика «для действия на рельсах».

 

 

Факт 4. Быстрое восстановление 

16 октября 1941 года румынские войска вступили в Одессу. Менее месяца ушло на подготовительные работы, и к 5 ноября 1941 года было восстановлено движение трамвая. Инициаторами возобновления одесского трамвая были «энтузиасты из старых служащих», пишет «Одесская газета». Они, несмотря на приказ «уничтожить [подвижной — авт.] парк и оборудование» отказались его выполнять. Пуск трамвая был преподнесен как большой успех румынской администрации. Но реальность была далека от идеальной картины: на конец ноября 1941 года на всю Одессу было только одиннадцать исправных трамваев, ещё двадцать находилось в ремонте.

 

 

Факт 5. Баррикады и трамвай

Одной из главных проблем при пуске трамвая в 1941-1942 гг. были баррикады, сооруженные во время обороны города. На начало марта основные магистрали были приведены в рабочее состояние, но на Пересыпи маршруты ещё не запустили.

 

 

Факт 6. Выгодное предприятие: сколько зарабатывал трамвай в оккупацию?

В пиковые дни одесский трамвай перевозил до 100 тысяч человек в сутки. Цена билета для пассажира была 25 пфеннигов. На трамвае перевозили и грузы. Самыми популярными маршрутами лета 1942 года стали маршруты связывающие центр Одессы с пляжами Аркадия и Ланжерон.

 

Факт 7. Ходил до февраля 1944 года

Неоднократно менялось количество маршрутов, на которые выходил подвижной состав. С осени 1942 года стоимость разового билета увеличили до 50, а потом и до 60 пфеннигов, при себестоимости в одну марку. С лета-осени 1943 года все сильнее стал ощущаться недостаток электричества в городе. Число маршрутов сократили, но до февраля 1944 года в местной прессе можно было встретить информацию о движении трамваев.

 

Станислав Кинка