погода
Погода в Одессе
cover

Одесский железнодорожный вокзал: семь фактов от Followers

29 Мар 2020

Каждый год Одесский железнодорожный вокзал принимает порядка 8 млн пассажиров. Уже более 150 лет он играет важную роль, как в пассажирском сообщении, так и в транспортном. Когда он возник и что в нем есть интересного, рассказываем в нашей рубрике семь фактов от Followers.

 

 

Телеграм-канал @FollowersOdessa — пульс города в твоем смартфоне. Подписывайся и будь в курсе всего самого интересного в Одессе!

 

 

 

Факт 1. С чего все начиналось

В январе 1863 года было принято решение о том, что железной дороге быть. Первая линия протянулась от Балты до Одессы и была открыта в 1865 году. Строительство началось сразу во многих местах, в том числе в 1860-х гг. возник и первый вокзал в Одессе. Он находился несколько дальше нынешнего, ближе к «горбатому» мосту.

 

Интересно, что первая железнодорожная ветка шла и прямо в порт. Это было не случайно — транспорт использовали для доставки зерна. Более того, пассажирская ветка даже во второй половине XX века доходила до нынешней ул. Приморской. Поезда останавливались чуть ли не у самой Потемкинской лестницы.

 

Факт 2. Когда возник первый современный вокзал?

Первые тринадцать лет одесская железная дорога была самостоятельным предприятием, но затем вошла в состав Юго-Западных железных дорог, крупного предприятия. В то время маленький вокзал не мог справиться с быстро растущим пассажиропотоком. В конце 1870-х гг. на месте нынешнего вокзала стали строить его предшественника.



Факт 3. Неосуществленный английский след

Проект старого здания вокзала разработал архитектор Виктор Шретер. Его авторству принадлежит солидное наследие: от частных особняков до театров, церквей, фабрик, но вокзал только один — Одесский.

 

Так как Шретер проживал в Санкт-Петербурге, то общий надзор за строительством в Одессе осуществлял Александр Бернардацци. Здание было построено за четыре года (1879-1883 гг.).

 

Старый вокзал, построенный в стиле историзма и эклектики, был разрушен во время Второй мировой войны и не восстанавливался. Но осталось немало фотографий, иллюстраций, которые передают объемы и интерьеры здания.

 

Возможно, одесский вокзал был бы еще более запоминающимся, если бы был осуществлен проект огромного стеклянного дебаркадера над перронами. В общих чертах он напоминал лондонский «Crystal Palace» Дж. Пакстона.

 

Дебаркадер — элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки (выгрузки или погрузки) пассажиров и грузов. В данном случае пассажирской платформы железнодорожного вокзала, перекрытую навесом.

 

 

Факт 4. Сословное деление

Старый железнодорожный вокзал имел разные входы для пассажиров трех классов. Пассажиры первого и второго класса заходили с главного входа, со стороны Привокзальной площади, а путешественники победнее довольствовались боковым входом со стороны Старосенной площади.



Факт 5. Нынешний вокзал — продукт сталинской эпохи

После войны вокзал лежал в руинах. В конце 1940-х гг. новое здание было спроектировано и построено в течение ноября 1950 — июля 1952 гг. С 1982 года здание вокзала является памятником архитектуры и градостроительства местного значения.

 

Ныне действующий железнодорожный вокзал немного отошел вглубь, освободив территорию для расширения Привокзальной площади.



Факт 6. Внутренняя планировка

Сейчас вокзал разделен на несколько зон отдыха, которые расположены на двух этажах здания. В старом здании, которое существовало до 1944 года, была предусмотрена закрытая территория для отдыха членов императорской фамилии, во время их путешествий. Также раньше на территории вокзала был ресторан.

 



Факт 7. Скульптуры вокзала

Кто изображен на центральной, привходовой части Одесского железнодорожного вокзала? Здесь можно разглядеть советского моряка с мечом, пионера с горном, Родину-мать, которая в некоторой степени похожа на античную богиню плодородия Цереру и шахтера-рабочего.

 

Станислав Кинка