Первые четырехколесные самодвижущиеся экипажи внушали интерес и страх. Затем их стало так много, что пришлось ввести правила. Потом появилась необходимость в специальных местах для хранения и продажи авто. Какой была Одесса в эпоху ранней автомобилизации? Об этом мы расскажем в нашей регулярной рубрике «7 фактов от Followers».
Факт 1. Редакторская машина Василия Навроцкого: правда или миф?
Стоит заняться поиском информации о том, кто был первым автомобилистом в Одессе, как сотни материалов дадут имя редактора газеты «Одесский листок» Василия Навроцкого. По имеющийся информации он приобрел французский автомобиль Panhard-Levassor в 1891 году. Использовал его не только для собственного удовольствия, но и для оперативной работы своих корреспондентов в Одессе.
О таком событии должны были писать в местной прессе? Но точных свидетельств и иллюстраций пока что не обнаружено.
Факт 2. Машин стало больше — нужны права
Сколько было автомобилей в начале XX века? Если в 1901 году на всю Российскую империю было немногим более 40 новых автомобилей, то в 1912 году ввезли уже 3 440 четырехколесных средств передвижения.
Возникла необходимость упорядочить работу водителей. В 1903 году выходят первые одесские правила дорожного движения. Их утвердили ровно 117 лет назад, в начале июля 1903 года.
Сесть за руль можно было с 20 лет, вместо номеров были «жестянки» тоже в двух экземплярах, каждый автомобиль должен был оповещать о свое движении «колокольчиком или бубенчиком».
Перед Первой мировой войной возникли автомобильные курсы. Стоимость обучения была немаленькой — 100 рублей за трехмесячный курс и 30 рублей для опытных водителей, которые хотели получить теоретические знания «автомобилизма и ремонта автомобиля».
Факт 3. Скорость первых автомобилей в Одессе: чуть быстрее пешехода
В начале XX века возникли первые скоростные ограничения. В городе скорость ограничили 12,7 км, а за пределами города разрешили разгоняться до 21,3 км (скорость была указана в верстах, для удобства мы ее пересчитали в километры).
Скорость бега тренированного человека на средней дистанции (800 м — 3 км) как раз 20 км/ч.
Кроме того запрещалось «ездить по тротуарам, по пешеходным полосам или тропам вдоль загородных проезжих дорог, а также по городским паркам, садам, церковным и торговым площадям».
Факт 4. Дорожные происшествия: превышения скорости и гонки на авто Анатра
В начале XX века нередкими были инциденты на дорогах. Как и сейчас порой доходило до потасовок. Для примера приведем одно ДТП в центре Одессы (1913): купец Пташников врезался в авто почтового ведомства под управлением водителя Петражицкого. По показаниям свидетелей Пташников был виновником аварии, но это его не остановило: он накинулся с кулаками и молотком на водителя почтового авто и только проходившие мимо люди утихомирили буяна. Дело направили к мировому судье.
Через десять дней чуть не погиб консул Италии, который ехал в автомобиле Артура Анатра. В его экипаж врезался лихач на спортивном открытом автомобиле. Консул отделался легким испугом, а вот машина перевернулась, изрядно пострадав в ходе маневра водителя, который уходил от лобового столкновения.
Факт 5. Что продавали в Одессе? От Бенца до Форда
Одна из самых интересных страниц истории автомобилизации в Одессе — это великое множество объявлений о продаже автомобилей. Они публиковались в газетах, путеводителях. Тут можно найти марки, которых уже давно нет, так и те, которые до сих пор выпускают автомобили. Каждый из предпринимателей старался описать достоинства своего авто будь то малый вес, низкая цена, прочность и малый расход «топлива и шин».
Неоднократно на страницах газет встречается реклама автомобилей марки Benz. Представители немецкого бренда пошли дальше всех и разместили не только текст, но и девушку, которая держит в руках автомобиль.
Факт 6. Улицы автосалонов
Главной улицей, где размещались автосалоны, была улица Канатная (с 1909 года она называлась Полтавской Победы). Увидеть диковинные авто можно было и на Ришельевской и даже в здании нынешнего Русского театра на улице Греческой.
15 апреля 1912 г. в скейтинг-ринге (сейчас здание Русского театра) открылась выставка автомобилей. Организатором выступило Одесское автомобильное общество. Выставка проработала всего две недели, но оставила после себя памятную медаль.
Факт 7. Автомобили для почты, развозки и войны
К началу Первой мировой войны в Одессе было немало автомобилей. Часть была в служебном пользовании: автомобили покупали для развозки почты, например. Часть принадлежала состоятельным гражданам — купцам, промышленникам и гласным думы. На автомобиле любил появляться и низложенный шах Персии Мохаммед Али, который проживал во дворце Бржозовского.
В 1911 году Одесский почтамт решил обновить транспортную базу. Вместо конной тяги были закуплены 15 автомобилей. На эту покупку, а также постройку гаража и наем сотрудников было потрачено 100 тысяч рублей.
С началом войны часть автопарка была мобилизована на нужды фронта, а в 1917-1920 гг. некоторые модели стали донорами для создания символа революции — броневиков.
Телеграм-канал @FollowersOdessa — пульс города в твоем смартфоне. Подписывайся и будь в курсе всего самого интересного в Одессе!