погода
Погода в Одессе
cover

Возвращение в Одессу: Когда ждать Караваджо?

02 Мар 2020

Рассказываем о загадочной истории похищения картины Микеланджело Караваджо «Взятие Христа под стражу»

 

 

30 июля 2008 года дежурные сотрудники Одесского музея западного и восточного искусства пришли на работу и обнаружили пропажу картины знаменитого мастера Микеланджело Меризи да Караваджо. Картина находилась во временной экспозиции на втором этаже здания, который не был подключен к сигнализации.

 

Милиция констатировала: картина не была подключена к сигнализации, на окнах отсутствовали акустические датчики, за помещением не велось наблюдение, ночью в здании музея дежурил только один охранник.

 

По факту музей был без подходящих финансирования и системы безопасности — воры легко проникли в задние и вырезали холст из рамы, повредив полотно.

 

Страховая стоимость картины: €2 000 000, аукционная стоимость оригинала —$50 000 000 — $100 000 000, хотя эту астрономическую сумму подвергают сомнению.

 

Около двух лет о картине не было никаких вестей и только в 2010 году полотно и несколько человек, причастных к ее похищению, задержали в Берлине. Там холст пытались показать возможному покупателю. Так начался почти десятилетний путь Караваджо обратно в одесский музей.

 

 

Реставрация: сроки и прогнозы

Довольно долгое время картина находилась в Национальном реставрационном центре в Киеве в качестве вещественного доказательства. Только в 2018 году было получено официальное разрешение на ее реставрацию.

 

Мы два года добивались разрешения на реставрацию и наконец, 20 марта 2018 года получили его и сотрудники центра приступили к работам. За год была сделана техническая реставрация: окрайки соединили встык с картиной — это очень сложная работа. Была подведена грунтовка под места утрат. Работа была натянута на подрамник. Сейчас приступили к художественной», — говорит Игорь Пороник, и.о. директора Одесского музея западного и восточного искусства.

 

Вскоре оказалось, что работы будет больше, чем планировали. Когда специалисты сняли верхний слой лака, они встретились с новыми проблемами. Тем не менее, картина технически может быть восстановлена до конца этого года.

 

Сейчас в процессе реставрации принимают участие двое итальянских специалистов. Их появление также прошло через череду согласований, и стало возможным благодаря вмешательству Чрезвычайного и Полномочного посла Италии в Украине Давиду Ла Чечилиа.

 

 

С приездом итальянских специалистов также была небольшая проблема: их не допускали к «телу», потому что картина находилась в таком состоянии. Когда ее натянули на подрамник, ее стало возможно переворачивать, смотреть, работать с ней. Приехали два специалиста из Италии — в том числе экспертка, которая занималась реставрированием работ Караваджо, — они высоко оценили работу наших мастеров. Здесь не было противоречий между методами нашей школы и итальянской, — продолжает Игорь Пороник.

 

 

Когда ждать возвращения картины?

Главный вопрос, который интересовал всех во время встречи с представителями музея, которая прошла 27 февраля, так это когда отреставрированная картина вернется в музей. Но на него никто точно дать ответ не смог. Дело зависит не только от скорости работы реставраторов (а в этом деле спешка — худший враг), но и от того насколько оперативно вынесет решение суд, т.к. обвиняемые в похищении картины уже почти десять лет (!) находятся в подобном процессуальном статусе, но приговора до сих пор не вынесли.

 

 

История картины: оригинал vs копия

Картина «Взятие Христа под стражу» (также известна под названием «Поцелуй Иуды») поступила в музей в момент его основания в 1923 году. В то время она была распределена через государственный музейный фонд как работа авторства Караваджо.

 

Появление картины в Российской империи датировано серединой XIX в. Тогда она была подарена Великому князю Владимиру Александровичу Романову коллекционером.

 

До Второй мировой войны картина находилась в экспозиции музея. В годы оккупации, как теперь мы знаем, она была в римско-католическом Костеле Успения Св. Девы Марии на ул. Екатерининской. Картина была возвращена в 1946 году вместе с тринадцатью другими произведениями искусства на религиозную тематику и опять помещена в экспозицию, — рассказала Ирина Глебова, заместитель директора Одесского музея западного и восточного искусства по научной работе.

 

В начале 1950-х гг. картина пережила первую реставрацию. Её состояние было довольно тяжелым, она была потемневшей и долгое время не реставрировалась. В 1990-е гг. работа экспонировалась на выставках международного уровня в Милане (Италия), в Сантьяго-де-Компостела (Испания), в Мюнхене и Дюссельдорфе (Германия).

 

В начале 1990-х годов экземпляр, который находился в Одессе, был признан копией, хотя дискуссии относительно этого продолжаются до сих пор.

 

В лучшем случае некоторые известные авторы, такие как Марини, соглашаются предусмотреть форму сотрудничества между художниками, в которой Караваджо мог бы нарисовать центральные фигуры и поручить все остальное Просперо Орси, — читаем во франкоязычном источнике. Также англоязычные источники признают это копией. В музее же склонны считать ее авторской копией.

 

В настоящее время музей предпринимает шаги по признанию работы, которая сейчас находится в реставрационном центре (но будет, в конечном счете возвращена в Одессу), авторской версией.

 

Пока картина находится под следствием и в реставрационном процессе исследовали ее провенанс, что для картины крайне важно. А провенанс затрагивает и вопрос атрибуции, — подчеркнула Ирина Глебова.

 

Игорь Пороник так завершил свое выступление: «Мы делаем попытки изъять информацию, что в нашем музее находится копия. Поэтому при появлении все новых документов мы будем говорить, что в нашем музее — оригинал. Более того есть договоренность с итальянской стороной, что если будет получено разрешение на вывоз работы после реставрации, то она будет выставлена в Италии на съезде караваджистов».

 

 

Ситуация с охраной музеев в Украине

К сожалению, ситуация с безопасностью музеев не решена до сих пор. Музеи (если они государственные) зависят от властей при выделения средств на обеспечение безопасности. Возможно, что политика децентрализации приведет к увеличению внимания этой проблеме.

 

В Украине достаточно случаи исчезновения экспонатов в музеях. Среди громких краж: в 1998 году Черниговский художественный музей недосчитался картин на сумму в $2 500 000 (семь картин были впоследствии возвращены); в 2007 году в Тернополе из музея посреди дня украли пейзаж авторства Ильи Репина, который оценивают в $2 000 000 (картина была возвращена, а двое похитителей задержаны). 

 

Это хороший показатель возвращения произведений искусства, ведь исследователь этой темы Ной Чарни, отметил, что обычно только 1,5% случаев кражи произведений искусства заканчивается возвращением украденного и наказанием преступников.

 

Могут ли украденные произведения искусства храниться в музеях? Да, возможно и такое. В последнее время появляется все больше дискуссий вокруг ответственности бывших колониальных империй за свои действия и хранение в музеях ценностей, добытых не всегда законным способом.

 

 

Станислав Кинка