Одесский музей западного и восточного искусства — один из крупнейших художественных музеев Украины, коллекция которого обладает рядом произведений высокой художественной и культурной ценности. В экспозиции музея представлены произведения западноевропейского искусства XV—XX вв., искусство стран востока и античное искусство. Музей расположен во дворце графа Александра Михайловича Абазы

 

Музей был основан в 1924 г. на базе коллекций Государственного художественного музея, Одесского музея красных искусств, кабинета истории искусств Новороссийского университета и частных собраний.


Коллекция

Коллекция пополнялась ценными экспонатами за счёт поступлений из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Киевского музея западного и восточного искусства и других собраний. Восточный отдел был открыт в 1951 году из экспонатов, которые поступили из государственных коллекций Москвы, Ленинграда, Киева.

 

В коллекции музея хранятся шедевры искусства разных культур и эпох. В фондах музея находятся около 10 000 экспонатов, часть из которых экспонируются в залах музея на постоянной основе.


Экспонаты музея представлены в следующих отделах:

  • Отдел западноевропейского искусства
  • Отдел искусства стран востока
  • Отдел античного искусств

 

Среди самых ценных экспонатов музея:

  • «Святой Лука» Франса Хальса;
  • «Святой Матфей» Франса Хальса;
  • «Поцелуй Иуды» Караваджо
  • Знаменитая картина Микеланджело Меризи да Караваджо «Поцелуй Иуды» (Взятие Христа под стражу), которая была похищена из музея 30 июля 2008 года, была обнаружена в Берлине 25 июля 2009 года и сейчас находится на реставрации в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины.

 

Здание

Здание музея — памятник архитектуры, построенный в 1856–1858 г. для бессарабского помещика, графа Александра Михайловича Абазы. Автор архитектурного проекта — зодчий петербургской школы Людвиг Оттон.

 

Здание музея представляет собой образец эклектического стиля, характерного для архитектуры Одессы середины XIX века. Наиболее интересен в архитектурном отношении вестибюль дворца с «распашной» парадной лестницей уникальной конструкции, высеченной из каррарского мрамора. Она имеет два марша и возведена без несущих балок-косоур, образуя тем самым эффект «парящего» сооружения.

 

Еще один интересный архитектурный элемент здания — навесной балкон-эркер. Их начали строить в период господства стиля модерн — на 50 лет позднее постройки здания. Архитектор „забежал вперёд“, опередив своё время, тем самым обратив архитектурный элемент в своеобразную «визитную карточку» музея.

 

Интерьеры дворца отличаются богатым лепным декором, наборным паркетом из ценных пород дерева, резьбой, украшающей двери, фурнитурой из бронзы.