14 апреля, в рамках Французской весны, в Русский драматический театр со спектаклем «Антигона» приехали дочери киевского театра Дах.
Несколько лет назад семь талантливых актрис обьединились в музыкальный проект под названием Dakh Daughters. Соломия Мельник, Наталья Галаневич, Руслана Хазипова, Наталья Зозуль, Татьяна Гаврилюк, Анна Никитина и Нина Гаренецкая - выступают в жанре «фрик-кабаре» и не имеют аналогов в Украине. Каждое их выступление это театральный перфоманс с удивительной энергетикой. После посещения их концерта остаться равнодушным невозможно.
О спектакле «Антигона», дебютном альбоме и проблемах современной украинской культуры рассказывали читателям Followers Татьяна Гаврилюк и Руслана Хазипова.
Расскажите о подготовке к спектаклю «Антигона»? Знаю, что в 15-ом году Dakh Daughters уже выступали с этой постановкой как в Украине, так и за рубежом.
Таня: Началось все с момента, когда к нам приехала Люси Берелович - французский режиссер, молодая прекрасная женщина, профессионал своего дела и наш друг. В разгаре были события Майдана, столицу охватила революция. Идея родилась задолго до ее приезда, но когда она увидела украинскую реальность, познакомилась с украинскими людьми, стало понятно, что это нужно делать именно сейчас, собрав достойную украинскую команду. Люси предложила Dakh Daughters франко-украинскую коллаборацию на которую мы с радостью согласились. Получился очень актуальный материал, не только для нашей страны, но и для Европы, Америки и даже Азии. «Антигона» задевает острые темы, всегда волновавшие человечество.
Как работалось с французской постановщицей и экспрессивным Тибо Лакруа?
Таня: С Люси Берелович было очень легко и приятно работать. Она определила группе Dakh Daughters своеобразную роль античного хора в трагедии «Антигона». Это было особенно интересно, потому что в традициях античной трагедии в качестве хора всегда выступали мужчины, а мы сделали наоборот. Люси очертила для нас семь тем, из которых мы выделили пять главных, а Наталья Зозуль переложила некоторые на современный поэтический ряд. Таким образом, они ожили и зазвучали очень остро, актуально и интересно. Dakh Daughters замиксовали первые архаичные переводы и фольклорные мотивы. В итоге все остались довольны.
Руслана: Для меня творчество Люси и ее режиссерские ходы перекликаются с работами Влада Троицкого. Он уже 14 лет в театре Дах. Люси же приехала к нам в страну искать созидательную силу. Тема и персонажи очень современны. А поскольку артисты коллектива Dakh Daughters, как непосредственные участники событий 2013 года имеют неоценимый опыт, ее выбор не случаен.
В одной из сцен вы были обнаженной. У многих это вызвало двоякие чувства.
В этом году вы были с постановкой и во Франции..
Таня: Да, за неделю до начала тура «Антигона» в Украине в рамках Французской весны у нас был большой трехнедельный тур со спектаклем «Антигона» во Франции.
Где вас теплее принимают? В Украине или во Франции?
Таня: У нас действительно мощный коннект с французской культурой, он произошел давным-давно, еще во времена больших гастролей труппы театра Дах во Франции, под эгидой режиссера, художественного руководителя и продюсера Влада Троицкого. В Лозанне, Французском кантоне Швейцарии, вместе с польскими и швейцарскими актерами мы создали спектакль «Вий-царь земли». Потом привезли его в Киев и играли в театре Франка. С тех пор нас с группой Dakh Daughters постоянно приглашают на Французские подмостки. Искушенный французский зритель радушно принял наше сольное шоу «Розы», спектакли «Антигону» и «Terabac» . Кроме Франции и Украины нам рукоплескала публика Германии, Таити, Камбоджи и других стран. Большинство выступлений это всегда очень трогательная встреча со зрителями, где бы мы ни были.
Спрашивают ли у вас за границей про Украину? Что отвечаете?
Таня: В основном только про Украину и спрашивают и о том, соответствует ли информация западных СМИ нашей действительности. Что делаем мы? - рассказываем правду. Сегодня для них Украина и война тождественные понятия. Мы же стараемся рассказать о разнообразии нашей культуры, о самобытности украинского народа. Я думаю, искусство является наиболее информативным средством. То, что мы делаем, поведает о нашей стране лучше чем любое печатное издание.
Руслана: Люди за границей страшно дезинформированы русскими СМИ. Мы обьясняем, что настоящая Украина это не хунта и нацисты, это мы, которые отстаивали свои гражданские свободы. Занимаемся культурной дипломатией, творим здесь и сейчас нашу страну. Мы берем на себя ответственность, создаем нове театры, пишем новую музыку. Главное тонус, тренировать мышцу, которая ответственна за человечность. Французские зрители говорят, что всегда можно отличить славянского актера, потому, что он играет в драмме боль как никто другой.
Как считаете, с какими проблемами сталкивается украинская культура в данный момент?
Таня: О, это очень интересный вопрос, потому что с одной стороны много хорошего украино-язычного контента, с другой качество этого контента не всегда удовлетворительно. Грядут большие изменения в сфере украинской культуры, и я бесконечно этому рада.
Руслана: Можно сказать, что украинская культура сегодня возвращается к своим истокам. Еще в недалеком прошлом исполнители стремились подражать западным образцам. Современники в своем творчестве все больше обращаются к традициям украинской народной музыки. К красивому и певучему украинскому языку. Как бы следуя заповіту Кобзаря - «чужого навчайтесь, а свого не цурайтесь». Нации необходима самоидентификация. А ведь были времена, когда простые люди могли запросто разложить одну песню на пять голосов.
Не так давно вышел дебютный альбом «IF», который с нетерпением ждали поклонники творчества Dakh Daughters. Как он создавался?
Таня: Альбом вместе с репертуаром Dakh Daughters создавался с момента рождения группы. И хотя некоторые, крепкие хиты, которые мы по-прежнему исполняем на наших концертных шоу, не вошли в этот альбом, например треки «Rozy / Donbass» или «Ганнуся», скорее всего, войдут в следующий альбом под названием The Greatest Hits, перетрактованными и перезаписанными . В тоже время они уже вышли в качестве каких-то мощных видео- и аудио- работ, живут своей жизнью и люди о них знают. Мы нашли прекрасную локацию в Киеве, «Звукоцех» на киностудии Довженко. Здесь записывалось множество музыкальных треков для культовых кинофильмов. Материал накапливал "BAMBAFONE in ZvukoCeh". Саунд продюсером альбома выступила наш давний друг Ирина Стеценко, которая потом занималась сведением и мастерингом. Мы часто говорим, что создаем искусство в театре Дах сердцем и умом. Понимая, что включить в альбом удастся не более 7-9 песен, подобрали самые интересные. Альбом «IF» можно найти на Саундклауд, скачать или бесплатно послушать. Через интернет или по телефону можно обратиться в театр Дах и забронировать физический альбом группы Dakh Daughters, но спешите, они выходят лимитированными партиями. Песня «Візьми» на стихи Сергея Жадана, известного современного украинского поэта, для меня является особенно важной в альбоме. Она была написана во время майдана. Песня об эмигрантах которые покидают свой дом и о том, каково это прожить оставшийся отрезок жизни на чужбине.
Композиция «Людина», занимает особенное место в вашем альбоме, а совсем недавно на эту песню вышел клип. Как родилась песня, а впоследствии и видео-работа?
Таня: Композиция родилась в момент создания спектакля «Антигона», это два отдельных хора, которые мы соединили в нашей театрально-музыкальной программе в единый трек под названием «Людина». Тема этого хора – зло в природе человека, и почему оно прорастает из поколения в поколение. Человечество бесконечно задается этим вопросом. Недавно на эту же песню вышел клип. Режиссер клипа Диана Рудиченко, наш друг и актриса театра Дах, которая уже много лет живет и работает во Франции. Сьемки проходили в Париже, в мастерской скульптора Amira Roti. Оператор и сорежиссер клипа Наян Дюкрэ. В роли «людини» снялся талантливый французский актер Hunter Daniel Carrillo. Роль жертвы сыграл Анатолий Маринпольский, актер который играет принца Гемона в спектакле «Антигона». Все сделано одним дублем и это его изюминка. Это больше похоже на театр, чем на кино.
беседовала Люси Реллок
фото: Вера Гапеева, Олег Владимирский